Дипломатия академического сообщества: прошлое и настоящее

 
Код статьиS013122270006826-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-9-22-28
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №9
Страницы22-28
Аннотация

В статье анализируются исторические аспекты и современные особенности академической дипломатии. Основой успешного функционирования ее институтов являются единство научного знания, целостность науки как социальной системы и высокая степень ответственности ученых за научные достижения. Академическая дипломатия получила существенный импульс после того, как мир вплотную приблизился к состоянию войны с использованием оружия массового уничтожения. На современном этапе академическая дипломатия вошла в фазу экстенсивного роста – увеличивается перечень обсуждаемых тем и проблем, ширятся ряды участников (в том числе за счет программ образовательных обменов), возникают новые форматы и площадки. Это повышает степень ответственности ученых не только за собственные научные достижения, но и за новое качество институтов в сфере превенции международных политических конфликтов и их урегулирования.

Ключевые словаакадемическая дипломатия, Дартмутские встречи, Пагуошское движение, образовательные обмены, дипломатия университетов
Получено25.09.2019
Дата публикации26.09.2019
Кол-во символов20396
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Участие ученых в поиске решений международных проблем в последние полвека стало нормой международного дискурса. Мне уже приходилось высказываться о происхождении и специфике академической дипломатии [1, c. 10]. Хотел бы более обстоятельно рассмотреть некоторые аспекты этого феномена.
2 "Корпоративное" свойство ученых – их неинфицированность идеологиями. Люди науки по роду деятельности не озабочены необходимостью упрощать. Соответственно, это позволяет более объективно подходить к решению общественных проблем. Ученые, как правило, не будучи официальными лицами, могут в дискуссии с оппонентами "апробировать" различные варианты решения. Это помогает лучше понять другую сторону, выявить ее аргументы и опасения, помогает совместно преодолевать разногласия. Во многих странах политическая, экономическая, культурная элиты составляют единое целое. Ученые хорошо понимают проблемы, стоящие перед обществом, обладают устойчивыми контактами с лицами, принимающими решения в различных сферах. Это дает им возможность влиять на процесс принятия политических решений, участвовать в нем. Занимаясь популяризацией научных достижений, а также выступая по разнообразным общественным вопросам, ученые часто привлекают внимание к международно-политическим проблемам, формируя общественное мнение по ним. Как развивалась научная дипломатия в прошлом и что нового привнес в нее XXI век?
3

Научная дипломатия в годы холодной войны

4 Корни научной дипломатии уходят в ХVIII век, в ее истории есть немало поучительного [2]. Но действительно интенсивный, повседневный характер она приобрела только после Второй мировой войны. В середине 1950-х годов, в условиях крайне сложного международного положения, руководство АН СССР воспользовалось открывшимися тогда возможностями расширения международных научных связей Академии. Советские ученые, находясь за "железным занавесом" и практически не имея научных контактов с зарубежными коллегами, убедили власть в необходимости широкого международного диалога об опасностях, которые грозят миру в случае применения ядерного оружия [3].
5 В этот период формируются несколько направлений научной дипломатии. Прежде всего – деятельность, направленная на предотвращение ядерной войны, а также на решение глобальных проблем (экология, борьба с голодом и др.). В рамках данного направления сформировались различные форматы сотрудничества. Одним из наиболее знаменательных стало Пагуошское движение ученых за мир, безопасность и предотвращение ядерной войны, которое зародилось в середине 1950-х годов. В него вошли ученые с мировым именем, которые знали друг друга по работам и доверяли экспертным оценкам коллег. Науке свойственна общность языка, прозрачность знаковых систем. В этом смысле ученые, независимо от национальностей и гражданства, говорили и говорят на одном языке.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1309

Оценка читателей: голосов 0

1. Панченко В.Я., Торкунов А.В. Ученый как дипломат: наука влияет на решение международных конфликтов и проблем. Вестник РФФИ, 2018, № 1(97), cc. 10-13. [Panchenko V.Ya., Torkunov A.V. Uchenyi kak diplomat: nauka vliyaet na reshenie mezhdunarodnykh konfliktov i problem [Scientist as a diplomat: science’s influence on international conflicts resolution]. Vestnik RFFI, 2018, no. 1(97), pp. 10-13.] DOI:10.22204/2410-4639-2018-097-01-10-17

2. Шестопал А.В., Литвак Н.В. Научная дипломатия. Опыт современной Франции. Вестник МГИМО-Университета, 2016, № 5(50), cc. 106-114. [Shestopal A.V., Litvak N.V. Nauchnaya diplomatiya. Opyt sovremennoi Frantsii [Scientific diplomacy. The case of modern France]. MGIMO Review of International Relations, 2016, no. 5(50), pp. 106-114.]

3. Рыжов Ю.А., Лебедев М.Л. Юбилей Пагуошского движения. Вестник Российской Академии наук, 2007, № 10, cc. 938-948. [Ryzhov Yu.A., Lebedev M.L. Yubilei Paguoshskogo dvizheniya [Jubilee of Pugwash movement]. Vestnik Rossiiskoi Akademii nauk, 2007, no. 10, pp. 938-948.]

4. Манифест Рассела–Эйнштейна, 1955 г. [Russell–Einstein Manifesto, 1955 (In Russ.)] Available at: http://www.pugwash.ru/history/documents/333.html (accessed 21.12.2018).

5. Burton J. Conflict and Communication: The Use of Controlled Communication in International Relations. London, Alden Press, 1969. 246 p.

6. Исраэлян В., Лебедева М. Переговоры – искусство для всех. Международная жизнь, 1991, № 11, cc. 48-55. [Israelyan V., Lebedeva M. Peregovory – iskusstvo dlya vsekh [Negotiations as an art for all]. International Affairs, 1991, no. 11, pp. 48-55.]

7. Voorhees J. Dialogue sustained. The Multilevel Peace Process and the Dartmouth Conference. Washington, United States Institute of Peace, 2002. 470 p.

8. Московский М.А. Дартмутский диалог: первые шаги неформальной советско-американской дипломатии. Вестник РУДН. Серия Международные отношения, 2013, № 3, cc. 33-47. [Moskovskii M.A. Dartmutskii dialog: pervye shagi neformal'noi sovetsko-amerikanskoi diplomatii [Dartmouth Dialog: first steps of informal US-Soviet diplomacy]. Vestnik RUDN. International Relations, 2013, no. 3, pp. 33-47.]

9. Примаков Е.М. Встречи на перекрестках. Москва, Центрполиграф, 2015. 607 с. [Primakov E.M. Vstrechi na perekrestkakh. [Meetings at the crossroads]. Moscow, Tsentrpoligraf, 2015. 607 p.]

10. Камбон Ж. Дипломат. Москва, ОГИЗ, 1946. 87 с. [Cambon J. Diplomat [Diplomat]. Moscow, OGIZ, 1946. 87 p.]

11. UNESCO. Education. Available at: http://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=169# (accessed 21.12.2018).

12. Торкунов А.В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании. Вестник МГИМО Университета, 2013, № 2(29), сс. 7-11. [Torkunov A.V. Sozdanie universitetov mirovogo urovnya: novye tendentsii v rossiiskom vysshem obrazovanii [Forging world-class universities: new tendencies in the Russian higher education]. MGIMO Review of International Relations, 2013, no. 2(29), pp. 7-11]

13. Ларионова М.В., Перфильева О.В., ред. Императивы интернационализации. Москва, Логос, 2013. 420 c. [Larionova M.V., Perfil'eva O.V., eds. Imperativy internatsionalizatsii [Rules of internationalization]. Moscow, Logos, 2013. 420 p.]

14. Харкевич М.В. Глобализация и высшее образование: возможности для России. Вестник МГИМО-Университета, 2012, № 6(27), cc. 270-276. [Kharkevich M.V. Globalizatsiya i vysshee obrazovanie: vozmozhnosti dlya Rossii [Globalization and higher education: opportunities for Russia]. MGIMO Review of International Relations, 2012, no. 6(27), pp. 270-276.]

15. Торкунов А.В. Российские вузы в процессе интернационализации. Международные процессы, 2017, т. 15. № 1(48), cc. 6-12. [Torkunov A.V. Rossiiskie vuzy v protsesse internatsionalizatsii [Russian universities in internationalization processes]. International Trends, 2017, vol. 15, no. 1(48), pp. 6-12.]

16. Имомов А., Сондерс Г. Чуфрин Г. Межтаджикский диалог в рамках Дартмутской конференции. [Imomov A., Sonders G. Chufrin G. Mezhtadzhikskii dialog v ramkakh Dartmutskoi konferentsii [Intra-Tajik dialog within the Dartmouth framework]] Available at: https://ca-c.org/datarus/st_03_imomov.shtml (accessed 21.12.2018).

17. Евсеев В. Минские соглашения как путь для Нагорного Карабаха. РСМД, 8 февраля 2016. [Evseev V. Minskie soglasheniya kak put' dlya Nagornogo Karabakha [Minsk Agreements as a way for Nagorno-Karabakh]. RSMD, February 8, 2016.] Available at: http://russiancouncil.ru/amp/analytics-and-comments/analytics/minskie-soglasheniya-kak-put-dlya-nagornogo-karabakha/ (accessed 21.12.2018).

18. Цифровая платформа "Трианонского диалога". [Trianon Dialogue Website (In Russ.)] Available at: https://dialogue-trianon.ru/ (accessed 21.12.2018).

19. "Трианонский диалог" как форма народной дипломатии. Исполнительный секретарь форума Александр Орлов – о восприятии Франции в России, "Большой Москве" и студенческих обменах. Известия. 29.05.2018. [Trianon Dialogue as a form of people's diplomacy. Alexander Orlov, Executive Secretary of the forum, on the perception of France in Russia, the Greater Moscow and student exchanges. Izvestiya, 29.05.2018 (In Russ.)] Available at: https://iz.ru/748099/ekaterina-postnikova/trianonskii-dialog-kak-forma-narodnoi-diplomatii (accessed 21.12.2018).

20. Лебедева М.М., Рустамова Л.Р. Трансформация социально-гуманитарной сферы мировой политики: последствия для России. Вестник МГИМО-Университета, 2018, № 5(62), cc. 114-130. [Lebedeva M.M., Rustamova L.R. Transformatsiya sotsial'no-gumanitarnoi sfery mirovoi politiki: posledstviya dlya Rossii [Transformation of social and humanitarian team of world politics: ramifications for Russia]. MGIMO Review of International Relations, 2018, no. 5(62), pp. 114-130.]

21. Лебедева М.М. Международно-политические процессы интеграции образования. Интеграция образования, 2017, т. 21. № 3, cc. 385-394. [Lebedeva M.M. Mezhdunarodno-politicheskie protsessy integratsii obrazovaniya [International political processes of educational integration]. Integratsiya obrazovaniya, 2017, vol. 21. no. 3, pp. 385-394.]

22. Hickman L., Randerson J. Climate sceptics claim leaked emails are evidence of collusion among scientists. The Guardian, 20.11.2009. Available at: http://www.guardian.co.uk/environment/2009/nov/20/climate-sceptics-hackers-leaked-emails (accessed 21.12.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх