Торговля услугами: новое в отношениях России и Европейского Союза

 
Код статьиS013122270004359-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-3-49-58
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №3
Страницы49-58
Аннотация

В статье рассматривается экспорт услуг из России в страны Европейского союза как потенциальный источник переформатирования структуры торговых связей между сторонами. На основе анализа потребностей рынка ЕС в импорте услуг, возможностей российских компаний и изменений трансграничной экономической среды, связанных с цифровизацией, сделан вывод о том, что наиболее перспективными направлениями для российских сервисных компаний на рынке ЕС могут стать посреднические услуги в сфере электронной коммерции (развитие национальных маркетплейсов), а также телекоммуникаций.

Ключевые словасфера услуг, интеллектуальные услуги, экспорт услуг, цифровизация, цифровые платформы, Европейский союз, Россия
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых (проект №МК-6258.2018.6) “Перестройка экономических связей России и Европейского союза: факторы и перспективы” в ИМЭМО РАН.
Получено19.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов21249
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Сфера услуг давно стала доминирующей частью экономик не только развитых, но и многих развивающихся стран. Об ее высокой роли свидетельствуют доля в ВВП, вклад в экономический рост, промышленное и инновационное развитие, а также в конкурентоспособность государства на международной арене1. Сфера услуг может сыграть не последнюю роль в отношениях России и Европейского союза, переживающих не лучшие времена вследствие политических проблем и крупных структурных перекосов. Перспективными в этом смысле выглядят новые отрасли, рынки и процессы, возникающие в результате “цифровой революции”. Формирующиеся рынки предполагают незанятые ниши с низким порогом входа. Цифровая экономика довольно легко преодолевает границы государств, а многие сервисы изначально имеют трансграничный характер. Для России, активно участвующей в процессах цифровизации экономики и общественной жизни, упомянутые тенденции на рынках услуг могут стать источником серьезных конкурентных преимуществ, в том числе на рынках ЕС. 1. Взаимосвязь между качеством услуг и эффективностью (в том числе экспортной) реальных производств доказана исследованиями, основанными на эмпирических данных на уровне фирм. Так, в исследовании Б. Хукмана и Б. Шеперда показано, что 10% повышение производительности в сфере услуг способствует увеличению производительности реального сектора на 0.3%, а экспорта – на 0.2% [1]. Наиболее сильный эффект на производительность и объемы экспорта промышленных товаров оказывают транспортные услуги и розничная торговля.
2 В научных исследованиях и докладах международных экономических организаций торговля услугами традиционно рассматривается через призму ее воздействия на такие показатели, как объем импорта и экспорта, уровень производительности промышленного сектора, прямые инвестиции, конкурентоспособность, устойчивое развитие и др. [2, 3, 4, 5, 6]. Нередко анализ развития этой сферы экономики как в отечественной, так и в зарубежной литературе опирается на данные, полученные на уровне фирм [7, 8]. Особое внимание уделяется наукоемким и интеллектуальным услугам и последствиям кризиса, наблюдавшегося в этом секторе в России в 2014–2015 гг. [9]. Интерес исследователей обращен также на внешнюю торговлю наукоемкими услугами [10, 11], прорабатываются сценарии развития российской торговли услугами с учетом цифровизации региональной экономики, оцениваются возможности экспорта капитала российскими компаниями сферы услуг [12, 13, 14].
3 При оценке состояния и перспектив двусторонних торговых связей важно понимать специфику и потребности рынков стран-реципиентов. Иными словами, наряду с отраслевым подходом значим и региональный. Попробуем совместить эти два подхода на примере взаимодействия России и ЕС в сфере услуг.
4

РОССИЙСКИЕ УСЛУГИ НА РЫКАХ ЕС: СТАТИСТИЧЕСКИЙ СРЕЗ

5 Торговля услугами между Россией и ЕС развивается с сильным дисбалансом в пользу европейских партнеров, особенно по интеллектуальным услугам. Об этом свидетельствует, в частности, сальдо торгового баланса между Россией и ЕС за 2014–2016 гг., где дисбаланс по этой категории услуг наиболее заметен, хотя он и стал сокращаться под влиянием кризиса во взаимоотношениях и общего сжатия торгово-экономических связей (рис. 1).
6
image1

Рис. 1. Сальдо торгового баланса некоторыми видами услуг между Россией и ЕС в 2014–2016 гг., млрд. долл.

7 Наблюдающееся в последние годы сокращение отрицательного сальдо торгового баланса практически по всем отраслям сферы услуг связано, скорее, именно с сокращением оборота в целом, нежели с усилением позиций российских экспортеров. Небольшой рост российского экспорта услуг в 2014–2016 гг. отмечался лишь по категории “Переработка товаров, принадлежащих другим сторонам”. По всем остальным категориям наблюдалось падение, особенно в таких секторах, как “Транспортные услуги”, “Поездки” и “Прочие деловые услуги” (рис. 2).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1569

Оценка читателей: голосов 0

1. Hoekman B., Shepherd B. Services Productivity, Trade Policy, and Manufacturing Exports. EUI Working Paper RSCAS 2015/07. Available at: http://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/34305/RSCAS_WP_%202015_07.pdf?sequence=1 (accessed 25.09.2018).

2. Services Trade Policies and the Global Economy. OECD Publishing, Paris, 2017. 108 p. Available at: http://www.oecd.org/publications/services-trade-policies-and-the-global-economy-9789264275232-en.htm (accessed 25.09.2018).

3. UNCTAD Findings on Services, Development and Trade. Geneva, United Nations, 2014. 40 p.

4. Тарр Д., ред. Влияние либерализации сферы услуг на производительность отрасли, экспорт и развитие: эмпирические исследования в странах с переходной экономикой. Москва, Весь Мир, 2012. 216 с. [Tarr D., ed. Vliyanie liberalizatsii sfery uslug na proizvoditel'nost' otrasli, eksport i razvitie: empiricheskie issledovaniya v stranakh s perekhodnoi ekonomikoi [Impact of services liberalization on industry productivity, exports and development: empirical research in transition economies]. Moscow, Ves' mir, 2012. 216 p.]

5. Hardin A., Holmes L. Services Trade and Foreign Direct Investment. Staff Research Paper, Industry Commission. Canberra, Australian Government Publishing Services, 1997. 123 p.

6. Sáez et al. Valuing Services in Trade A Toolkit for Competitiveness Diagnostics. International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank, 2014. 140 p.

7. Doroshenko M., Miles I., Vinogradov D. Knowledge Intensive Business Services: The Russian Experience. Foresight-Russia, 2014, vol. 8, no. 4, pp. 24-38.

8. Breinlich H., Criscuolo Ch. International Trade in Services: a Portrait of Importers and Exporters. Journal of International Economics, 2011, vol. 84, no. 2, pp. 188-206.

9. Belousova V., Chichkanov N. Knowledge-Intensive Business Services in Russia: 2014–2015 Crisis Aftermath. Foresight and STI Governance, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 46-58. DOI:10.17323/1995-459X.2016.4.46.58.

10. Biryukova O.V. Russian Knowledge Intensive Services in International Trade. Studies on Russian Economic Development, 2014, vol. 25, no. 1, pp. 77-83. DOI:10.1134/S1075700714010043

11. Бирюкова О.В. Экспорт российских наукоемких услуг: не время отступать. [Biryukova O.V. Eksport rossiiskikh naukoemkikh uslug: ne vremya otstupat' [Exports of Russian high-tech services: no time to retreat]]. Available at: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/eksport-rossiyskikh-naukoemkikh-uslug-ne-vremya-otstupat/ (accessed 20.09.2018).

12. Спартак А.Н. Перспективные направления участия России в международной торговле услугами. Российский внешнеэкономический вестник, 2015, № 9, cc. 28-39. [Spartak A.N. Perspektivnye napravleniya uchastiya Rossii v mezhdunarodnoi torgovle uslugami [Promising areas of Russia’s participation in trade in services]. Rossiiskii Vneshneekonomicheskii Vestnik, 2015, no. 9, pp. 28-39.]

13. Спартак А.Н. Последствия цифровой трансформации для международной торговли. Российский внешнеэкономический вестник, 2018, № 5, cc. 7-23. [Spartak A.N. Posledstviya tsifrovoi transformatsii dlya mezhdunarodnoi torgovli [Effects of digital transformation on international trade]. Rossiiskii Vneshneekonomicheskii Vestnik, 2018, no. 5, pp.7-23.]

14. Кузнецов А.В. Российские транснациональные корпорации в сфере услуг. Мировая экономика и международные отношения, 2011, № 7, cc. 71-80. [Kuznetsov A.V. Rossiiskie transnatsional'nye korporatsii v sfere uslug [Russian transnational corporations in the service sector]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2011, no. 7, pp. 71-80.]

15. External Trade in Services of the Russian Federation. Moscow, Bank of Russia, 2017. Available at: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/external_trade_in_services_2016.pdf (accessed 01.10.2018).

16. International Trade in Services by Type of Service. Brussels, Eurostat, 2017. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=International_trade_in_services_by_type_of_service (accessed 01.10.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх