Свобода и несвобода в обществах Запада и Востока

 
Код статьиS013122270004353-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-3-104-112
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №3
Страницы104-112
Аннотация

Статья представляет собой аналитический обзор материалов одноименной конференции, состоявшейся 17 мая 2018 г. во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино. Конференция была приурочена к 70-летию Государства Израиль, хотя значительная часть материалов конференции была посвящена именно проблематике свободы и несвободы в текущей глобальной истории, включая и проблематику истории российской. По убеждению участников конференции, обобщивших современный опыт народов Запада, России, Востока и Латинской Америки, в основе самого феномена свободы (в современном его преломлении) лежат, по крайней мере, три базовых принципа: 1) принцип взаимного соотнесения пусть и несхожих, но все же дополняющих друг друга императивов человеческой мысли и практики; 2) принцип права, перерастающий область конкретных юридических формул и процедур; 3) принцип историзма, предполагающий не только преемственность, но и неповторимость общественно-экономической и культурной жизни в ее конкретных проявлениях.

Ключевые словасвобода, несвобода, политика, религия, институты, Запад, Восток, Россия, Израиль, Латинская Америка
Получено19.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов34543
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Вынесенная в заголовок статьи тема обсуждалась на Шестой ежегодной востоковедческой конференции, проведенной 17 мая 2018 г. Группой религиоведения Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино уже после закрытия Группы волевым решением тогдашнего "генерального директора" ВГБИЛ1. Конференция была организована общими усилиями сотрудников ВГБИЛ, ИМЭМО РАН, Российского университета дружбы народов и целого ряда иных научных, учебных и религиозных учреждений. 1. Об истории, научной деятельности и уничтожении религиоведческого направления в стенах ВГБИЛ см.: [1].
2 Конференция была приурочена к 70-летию Государства Израиль. И это не было лишено резона. Российская Федерация – юридический правопреемник СССР, первого в мире государства, признавшего Израиль и оказавшего ему неоценимую военную и морально-политическую поддержку в первые критические месяцы его существования. И неслучайно "российский след" в интеллектуальной и политической предыстории и истории Государства Израиль – след не вполне осмысленный и оцененный – стал одним из важнейших сюжетов конференции. Впрочем, основным сюжетом конференции явилась именно проблема свободы в ее интеллектуальных, политических и религиозных измерениях.
3 Конференцию проводили: Б.Е. Рашковский (Свято-Филаретовский православно-христианский институт) и Е.Б. Рашковский (ИМЭМО РАН).
4

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СВОБОДЫ

5 Понятие свободы – всегда зыбкое и ускользающее, но всегда насущное в истории, в политике, в повседневном человеческом опыте – было и остается не только важнейшей темой творческих исканий личности и человеческих коллективов, но и предметом разного рода злоупотреблений и политических манипуляций. Попытке разобраться в этом понятии и дать ему некоторое теоретическое описание и был посвящен доклад философа и политолога Е.Б. Рашковского "Категория свободы в истории мысли и культуры: современное состояние проблемы".
6 Попытки понять современные измерения проблемы свободы волновали великих мыслителей прошлого века, оказавшихся свидетелями двух мировых войн и тоталитарных диктатур. Бенедетто Кроче настаивал, что свобода есть основная объяснительная категория истории, которая всегда недосказана (ибо она объясняется лишь из самой себя), но всегда насущна2. А Эрих Фромм еще в начале Второй мировой войны различил два основных измерения свободы – отрицательное (freedom from…) и положительное (freedom for…). 2. К сходной трактовке неуловимости, но насущности свободы пришел и российский писатель Василий Гроссман в романе "Жизнь и судьба", посвященном Великой Отечественной войне.
7 Первое, отрицательное измерение свободы – универсально и общепонятно: кто же, за исключением отъявленных садомазохистов, не мечтает о свободе от гнета, от глумления, от притеснений, от надрывного труда?
8 Однако со вторым, положительным измерением свободы – дело много сложнее.
9 Человек – природное, естественное существо, призванное к сохранению не столько даже индивидуальной, сколько родовой жизни. Но одновременно он – и единственное во всем земном творении смысловое, сверхприродное, сверхъестественное существо, наделенное даром мышления и репрезентации. Его родовая жизнь включает в себя не столько принцип поддержания природы (с чем он, еще в первобытную эпоху выпавший из биоценоза, справляется весьма и весьма неважно), сколько принцип развития духа. Развитие же человеческого духа предполагает моменты не только индивидуального и группового самосохранения, но и осознанного самоконтроля и самоотречения3. И вот именно это обстоятельство и приоткрывает нам некоторые новые горизонты положительной свободы ("свободы для…", "свободы ради…"). 3. Неслучайно же великие мыслители Европы – Вл. Соловьев и Макс Шелер – утверждали в этой связи, что человек – в своем роде "аскетическое" существо.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1111

Оценка читателей: голосов 0

1. Рашковский Е.Б. "Уведомление". Соловьевские исследования. Иваново, ИГЭУ, 2018, вып. 2 (58), сс. 162-166. [Rashkovskii E.B. "Uvedomlenie" ["Notification"]. Solov'evskie issledovaniya [Solov'ev studies]. Ivanovo, Publ. IGEU, 2018, issue 2 (58), pp. 162-166.]

2. Рашковский Е.Б. Яков Эммануилович Голосовкер: философия в поисках человека. Яков Эммануилович Голосовкер. Под ред. Рашковского Е.Б. Москва, РОССПЭН, 2017, сс. 7-40. [Rashkovskii E.B. Yakov Emmanuilovich Golosovker: filosofiya v poiskakh cheloveka [Yakov E. Golosovker: Philosophy in Search of the Human]. Yakov Emmanuilovich Golosovker. Rashkovskii E.B., ed. Moscow, ROSSPEN, 2017, pp. 7-40.]

3. Гусейнов А.А. Законодательство Моисея: единство теории и практики. Баренбойм П.Д. и др. Моисей. Первый философ права. Человек, который видел Бога. Москва, ЛУМ, ИФ РАН, 2017, сс. 5-47. [Guseinov A.A. Zakonodatel'stvo Moiseya: edinstvo teorii i praktiki [Moses’ Legislation: the Unity of Theory and Practices]. Barenboim P.D. e. a. Moisei. Pervyi filosof prava. Chelovek, kotoryi videl Boga [Moses. The First Philosopher of Law. The Man Who Saw the God]. Moscow, LOOM, RAS Institute of Philosophy, 2017, pp. 5-47.]

4. Гасратян С.М. Религиозный фактор в истории Государства Израиль (Роль иудаизма). Москва, Институт востоковедения РАН, 2012. 542 с. [Gasratyan S.M. Religioznyi faktor v istorii Gosudarstva Izrail’ (Rol’ iudaizma) [Religious Factor in the History of the State of Israel (The Role of Judaism)]. Moscow, 2012. 542 p.]

5. Caccamo D. L’invenzione dell’Occidente. Limes. Rivista italiana di geopolitica. Roma, 2006, no. 3, pp. 285-297.

6. Авинери Ш. Основные направления в еврейской политической мысли. Пер. с иврита А. Гинзаи. Иерусалим, Библиотека Алия, 1983. 320 с. [Avineri Sh. Osnovnye napravleniya v evreiskoi politicheskoi mysli [The Main Trends in the Jewish Political Thought]. Transl. from Hebrew by A. Ginzaï. Jerusalem, Aliyah Library, 1983. 320 p.]

7. Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. Москва, Наука-ГРВЛ, 1980. 268 с. [Khoros V.G. Ideinye techeniya narodnicheskogo tipa v razvivayushchikhsya stranakh [Populist Ideological Trends in Developing Countries: History and Present-Day Developments]. Moscow, Nauka-GRVL, 1980. 268 p.]

8. Фиговский О.Л. Израиль и поддержка инноваций на всех этапах развития [Figovskii O.L. Izrail' i podderzhka innovatsii na vsekh etapakh razvitiya [Israel and the Support of Innovations in All the Stages of Development]]. Available at: Newconcepts.club/website/articles/589/html?s=1524459609&sr=426 (accessed 23.04.2018).

9. Карта израильских стартапов по данным ЦСБ. ]The Map of Israeli Start-Ups according the Central Statistical Bureau (In Russ.)]. Available at: newsru.co.il/finance/22may2018/startup304_print.html (accessed 22.05.2018).

10. Скороходова Т.Г. Бенгальское Возрождение. Очерки истории социокультурного синтеза в индийской философской мысли Нового времени. С.-Петербург, Петербургское востоковедение, 2008. 320 с. [Skorokhodova T.G. Bengal'skoe Vozrozhdenie. Ocherki istorii sotsiokul'turnogo sinteza v indiiskoi filosofskoi mysli Novogo vremeni [Bengali Renaissance. Essays on the History of Socio-Cultural Synthesis in Indian Philosophical Thought of the Modern Epoch]. St. Petersburg, Peterburgskoe vostokovedenie, 2008. 320 p.]

11. Рашковский Е.Б. Воскрешение Моисея: четыре очерка по библиологии. Москва, ЛУМ, ИФ РАН, 2018. 66 с. [Rashkovskii E.B. Voskreshenie Moiseya: chetyre ocherka po bibliologii [Reviving of Moses: Four Essays on Bible Studies]. Moscow, LOOM, RAS Institute of Philosophy, 2018. 66 p.]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх