Государственное развитие в условиях развития цифровой экономики

 
Код статьиS241328880013309-3-1
DOI10.18254/S241328880013309-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский областной филиал РАНХиГС
Адрес: Российская Федерация, Московская область, Красногорск, Речная улица, 8, корп. 1
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 4
Аннотация

Статья посвящена проблеме внедрения информационных технологий в систему государственного управления. В данной статье описываются основные предпосылки для перехода от модели «сервисного управления» к модели «объединенного правительства»,показана роль цифровой экономики в условиях пандемий на примере нарастающего финансово-экономического кризиса, вызванного распространением коронавируса. Так же выделены ключевые положительные и негативные аспекты процесса информатизации.

Ключевые словаинформационные технологии; цифровая экономика; интернет; правительство; риск; государственное управление
Получено31.12.2020
Дата публикации31.12.2020
Кол-во символов11701
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Преобразующее влияние цифровизации сказывается практически на всех сферах жизни общества. Более того, цифровизация может рассматриваться как глобальный вызов развитию территориальных социально-экономических систем. Активное развитие социально-экономической сферы на базе цифровых технологий привело к возникновению нового этапа эволюции территориальных социально-экономических систем – цифровой экономике.
2 В особенности развитие цифровой экономики актуально в условиях глобальных пандемий, в том числе в условиях распространения коронавируса, поскольку возрастает значение дистанционного обучения и работы, интернет-торговли и безналичных расчетов в целях профилактики инфекционных заболеваний и снижения скорости и масштабов их распространения.
3 В настоящее время не использует понятие «электрическая экономика» или «паровая экономика», чтобы обозначить предыдущие экономические революции, предпочитая взамен обозначать данные действия точными технологиями, которые возникли для этой цели.
4 Экономическая модель, которая характеризуется второй научно-технической революцией, возникла в XX веке и называлась индустриальной или конвейерной. Сейчас пришло время цифровой экономики, что связано с развитием цифровых технологий и её непосредственным влиянием на глобализацию, диджитализацию и т.д.
5 На современном этапе мировая экономика вступает в новый этап цифрового развития, который характеризуется в том числе государственным управлением. На сегодняшний день Россия не входит в группу лидеров развития цифровой экономики- ее доля составляет порядка 4% ВВП страны, что почти в 2 раза ниже, чем у стран-лидеров. Однако уже сейчас заметен ряд положительных тенденций, так объем цифровой экономики в последние годы устойчиво растет. Только за период 2011-2015 годов на цифровую экономику пришлось 24% общего прироста ВВП России1. 1. Доклад «Цифровое правительство 2020. Перспективы для России». Всемирный Банк. М., 2016.
6 Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлены задачи, которые необходимо выполнить правительству страны при реализации национальных программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Основными целями программы являются: создание условий для развития высокотехнологичных отраслей; повышение конкурентоспособности отраслей национальной экономики и усиление позиций на мировом рынке.
7 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Анализ текста стратегии позволяет выделить ряд интересных показателей. Согласно документу, в 2024 г. должны выйти на рынок не меньше десяти национальных компаний-лидеров (среди операторов экосистем), которые смогли бы конкурировать на мировых рынках. Отмечается, что к этому же году в стране должны функционировать 10 цифровых платформ для базовых областей экономики: в цифровом образовании, цифровом здравоохранении, для создания «умного города». Кроме того, в сфере цифровых услуг успешное функционирование должны осуществлять не меньше 500 малых и средних бизнесов в сфере создания цифровых технологий и оказания цифровых услуг. В программе также указано, что количество студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями, через 8 лет будет составлять 120 тыс. в год. А количество выпускников, обладающих профессиональными знаниями на среднем уровне, должно составлять 800 тыс. в год. Акцент в программе ставится на построении инфраструктуры, которая необходима при создании и функционировании цифровой экономики. Прежде всего, это центры обработки данных, сети связи и доступ к интернету. По сути, данная программа представляет список нормативно закрепленных целей (на горизонте до 2024 г.) развития цифровой экономики в России, а конкретные мероприятия, инструменты их реализации и источники финансирования будут утверждаться регулярно пересматриваемым трехлетним планом правительства.

всего просмотров: 594

Оценка читателей: голосов 0

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" [Электронный ресурс] // Консультант Плюс / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 17.11.20)

2. Доклад «Цифровое правительство 2020. Перспективы для России». Всемирный Банк. М. 2016

3. Цифровая экономика в социально-экономическом развитии России: взгляд молодых: сборник статей и тезисов докладов XV международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов (26 февраля 2019 г.) / Уральский филиал Финуниверситета. М.: Издательство «Перо». 2019

4. Волкова А.А., Плотников В.А., Рукинов М.В. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и риски формирования и развития. Управленческое консультирование. 2019. №4. С.38-49

5. Городецкий А.Е Государственное управление и экономическая безопасность. О дисфункциях государственного управления // Аудит и финансовый анализ 2016. №6. С. 426-436

6. Заржицкий И. Какие риски несет цифровая экономика // Новый оборонный заказ. Стратегии. 2018. №3 С. 74-78

Система Orphus

Загрузка...
Вверх