Freedom and Lack of Freedom in Occidental and Oriental Societies

 
PIIS013122270004353-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-3-104-112
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Science (IMEMO)
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 63 Issue 3
Pages104-112
Abstract

This paper is compiled as an analytical review of proceedings of the similarly-named Conference which took place on May 17, 2018 in the V.I. Rudomino All-Russian State Library for Foreign Literature. The Conference was confined to the 70th anniversary of the State of Israel, though a substantial part of reports was dealing with the very complex, if not to say enigmatic, problem of freedom and lack of freedom in the current global history including that of Russia. Different participants of the Conference (politologists, historians, philosophers, theologians, etc.) displayed their solidarity accepting three basic principles of the phenomenon of freedom and its contemporary dimensions: the principle of mutual correlation between different thus complementary trends and imperatives of human thought and human practice; the principle of Law overgrowing the sphere of particular juridical formulae and regulations; the principle of historicism presupposing not only the succession of institutions and ideas, but also an unique character of socio-cultural and political manifestations of human life. The complex dialectics of continuity and discreteness seems to be one of the key conditions of the freedom issue in its contemporary dimensions including political ones. The paper also deals with some specific religious and intellectual issues of Western, Russian and Israeli history, as well as with those of the present-day non-Western areas.

KeywordsFreedom, Lack of Freedom, politics, religion, institutes, West, East, Russia, Israel, Latin America
Received19.03.2019
Publication date26.03.2019
Number of characters34543
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Вынесенная в заголовок статьи тема обсуждалась на Шестой ежегодной востоковедческой конференции, проведенной 17 мая 2018 г. Группой религиоведения Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино уже после закрытия Группы волевым решением тогдашнего "генерального директора" ВГБИЛ1. Конференция была организована общими усилиями сотрудников ВГБИЛ, ИМЭМО РАН, Российского университета дружбы народов и целого ряда иных научных, учебных и религиозных учреждений. 1. Об истории, научной деятельности и уничтожении религиоведческого направления в стенах ВГБИЛ см.: [1].
2 Конференция была приурочена к 70-летию Государства Израиль. И это не было лишено резона. Российская Федерация – юридический правопреемник СССР, первого в мире государства, признавшего Израиль и оказавшего ему неоценимую военную и морально-политическую поддержку в первые критические месяцы его существования. И неслучайно "российский след" в интеллектуальной и политической предыстории и истории Государства Израиль – след не вполне осмысленный и оцененный – стал одним из важнейших сюжетов конференции. Впрочем, основным сюжетом конференции явилась именно проблема свободы в ее интеллектуальных, политических и религиозных измерениях.
3 Конференцию проводили: Б.Е. Рашковский (Свято-Филаретовский православно-христианский институт) и Е.Б. Рашковский (ИМЭМО РАН).
4

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СВОБОДЫ

5 Понятие свободы – всегда зыбкое и ускользающее, но всегда насущное в истории, в политике, в повседневном человеческом опыте – было и остается не только важнейшей темой творческих исканий личности и человеческих коллективов, но и предметом разного рода злоупотреблений и политических манипуляций. Попытке разобраться в этом понятии и дать ему некоторое теоретическое описание и был посвящен доклад философа и политолога Е.Б. Рашковского "Категория свободы в истории мысли и культуры: современное состояние проблемы".
6 Попытки понять современные измерения проблемы свободы волновали великих мыслителей прошлого века, оказавшихся свидетелями двух мировых войн и тоталитарных диктатур. Бенедетто Кроче настаивал, что свобода есть основная объяснительная категория истории, которая всегда недосказана (ибо она объясняется лишь из самой себя), но всегда насущна2. А Эрих Фромм еще в начале Второй мировой войны различил два основных измерения свободы – отрицательное (freedom from…) и положительное (freedom for…). 2. К сходной трактовке неуловимости, но насущности свободы пришел и российский писатель Василий Гроссман в романе "Жизнь и судьба", посвященном Великой Отечественной войне.
7 Первое, отрицательное измерение свободы – универсально и общепонятно: кто же, за исключением отъявленных садомазохистов, не мечтает о свободе от гнета, от глумления, от притеснений, от надрывного труда?
8 Однако со вторым, положительным измерением свободы – дело много сложнее.
9 Человек – природное, естественное существо, призванное к сохранению не столько даже индивидуальной, сколько родовой жизни. Но одновременно он – и единственное во всем земном творении смысловое, сверхприродное, сверхъестественное существо, наделенное даром мышления и репрезентации. Его родовая жизнь включает в себя не столько принцип поддержания природы (с чем он, еще в первобытную эпоху выпавший из биоценоза, справляется весьма и весьма неважно), сколько принцип развития духа. Развитие же человеческого духа предполагает моменты не только индивидуального и группового самосохранения, но и осознанного самоконтроля и самоотречения3. И вот именно это обстоятельство и приоткрывает нам некоторые новые горизонты положительной свободы ("свободы для…", "свободы ради…"). 3. Неслучайно же великие мыслители Европы – Вл. Соловьев и Макс Шелер – утверждали в этой связи, что человек – в своем роде "аскетическое" существо.

Number of purchasers: 2, views: 647

Readers community rating: votes 0

1. Rashkovskij E.B. "Uvedomlenie". Solov'evskie issledovaniya. Ivanovo, IGEhU, 2018, vyp. 2 (58), ss. 162-166. [Rashkovskii E.B. "Uvedomlenie" ["Notification"]. Solov'evskie issledovaniya [Solov'ev studies]. Ivanovo, Publ. IGEU, 2018, issue 2 (58), pp. 162-166.]

2. Rashkovskij E.B. Yakov Ehmmanuilovich Golosovker: filosofiya v poiskakh cheloveka. Yakov Ehmmanuilovich Golosovker. Pod red. Rashkovskogo E.B. Moskva, ROSSPEhN, 2017, ss. 7-40. [Rashkovskii E.B. Yakov Emmanuilovich Golosovker: filosofiya v poiskakh cheloveka [Yakov E. Golosovker: Philosophy in Search of the Human]. Yakov Emmanuilovich Golosovker. Rashkovskii E.B., ed. Moscow, ROSSPEN, 2017, pp. 7-40.]

3. Gusejnov A.A. Zakonodatel'stvo Moiseya: edinstvo teorii i praktiki. Barenbojm P.D. i dr. Moisej. Pervyj filosof prava. Chelovek, kotoryj videl Boga. Moskva, LUM, IF RAN, 2017, ss. 5-47. [Guseinov A.A. Zakonodatel'stvo Moiseya: edinstvo teorii i praktiki [Moses’ Legislation: the Unity of Theory and Practices]. Barenboim P.D. e. a. Moisei. Pervyi filosof prava. Chelovek, kotoryi videl Boga [Moses. The First Philosopher of Law. The Man Who Saw the God]. Moscow, LOOM, RAS Institute of Philosophy, 2017, pp. 5-47.]

4. Gasratyan S.M. Religioznyj faktor v istorii Gosudarstva Izrail' (Rol' iudaizma). Moskva, Institut vostokovedeniya RAN, 2012. 542 s. [Gasratyan S.M. Religioznyi faktor v istorii Gosudarstva Izrail’ (Rol’ iudaizma) [Religious Factor in the History of the State of Israel (The Role of Judaism)]. Moscow, 2012. 542 p.]

5. Caccamo D. L’invenzione dell’Occidente. Limes. Rivista italiana di geopolitica. Roma, 2006, no. 3, pp. 285-297.

6. Avineri Sh. Osnovnye napravleniya v evrejskoj politicheskoj mysli. Per. s ivrita A. Ginzai. Ierusalim, Biblioteka Aliya, 1983. 320 s. [Avineri Sh. Osnovnye napravleniya v evreiskoi politicheskoi mysli [The Main Trends in the Jewish Political Thought]. Transl. from Hebrew by A. Ginzaï. Jerusalem, Aliyah Library, 1983. 320 p.]

7. Khoros V.G. Idejnye techeniya narodnicheskogo tipa v razvivayuschikhsya stranakh. Moskva, Nauka-GRVL, 1980. 268 s. [Khoros V.G. Ideinye techeniya narodnicheskogo tipa v razvivayushchikhsya stranakh [Populist Ideological Trends in Developing Countries: History and Present-Day Developments]. Moscow, Nauka-GRVL, 1980. 268 p.]

8. Figovskij O.L. Izrail' i podderzhka innovatsij na vsekh ehtapakh razvitiya [Figovskii O.L. Izrail' i podderzhka innovatsii na vsekh etapakh razvitiya [Israel and the Support of Innovations in All the Stages of Development]]. Available at: Newconcepts.club/website/articles/589/html?s=1524459609&sr=426 (accessed 23.04.2018).

9. Karta izrail'skikh startapov po dannym TsSB. ]The Map of Israeli Start-Ups according the Central Statistical Bureau (In Russ.)]. Available at: newsru.co.il/finance/22may2018/startup304_print.html (accessed 22.05.2018).

10. Skorokhodova T.G. Bengal'skoe Vozrozhdenie. Ocherki istorii sotsiokul'turnogo sinteza v indijskoj filosofskoj mysli Novogo vremeni. S.-Peterburg, Peterburgskoe vostokovedenie, 2008. 320 s. [Skorokhodova T.G. Bengal'skoe Vozrozhdenie. Ocherki istorii sotsiokul'turnogo sinteza v indiiskoi filosofskoi mysli Novogo vremeni [Bengali Renaissance. Essays on the History of Socio-Cultural Synthesis in Indian Philosophical Thought of the Modern Epoch]. St. Petersburg, Peterburgskoe vostokovedenie, 2008. 320 p.]

11. Rashkovskij E.B. Voskreshenie Moiseya: chetyre ocherka po bibliologii. Moskva, LUM, IF RAN, 2018. 66 s. [Rashkovskii E.B. Voskreshenie Moiseya: chetyre ocherka po bibliologii [Reviving of Moses: Four Essays on Bible Studies]. Moscow, LOOM, RAS Institute of Philosophy, 2018. 66 p.]

Система Orphus

Loading...
Up