Полномочия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в области строительства объектов использования атомной энергии

 
Код статьиS231243500022145-7-1
DOI10.18572/2312-4350-2019-3-22-30
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы22-30
Аннотация

В условиях развития энергетической отрасли России строительство и реконструкция энергетических объектов становятся одними из основных задач, необходимых для стратегических целей развития энергетики. Учитывая стратегическое значение атомной отрасли для отечественной энергетики, необходимость в обеспечении устойчивого развития объектов в данной отрасли выходит на первый план.

Строительство и реконструкция объектов использования атомной энергетики является одним из ключевых способов решения государственных задач в рассматриваемой отрасли. При строительстве атомных объектов деятельность субъекта, производящего те или иные виды работ на атомных объектах, попадает под регулирование сразу нескольких органов и организаций, осуществляющих публично-правовые полномочия в указанной сфере. Ключевым среди таких субъектов выступает ГК «Росатом», реализующая общее государственное управление в области использования атомной энергии.

В настоящей статье автор исследует нормы, закрепляющие полномочия субъектов, регулирующих деятельность по строительству объектов использования атомной энергии, выделяет проблемные аспекты и задачи по совершенствованию правового регулирования в области строительства объектов использования атомной энергии, предлагает рассмотреть вопрос о включении в систему правового регулирования специального государственного реестра, содержащего сведения о юридических лицах, имеющих право выполнять те или иные виды строительных работ на объектах атомной отрасли.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое регулирование строительства объектов атомной отрасли, саморегулирование
Получено05.08.2019
Дата публикации01.09.2019
Кол-во символов24339
Цитировать     Скачать pdf
1

Текущее развитие энергетической отрасли России неразрывно связано со стратегическим планированием, которое реализуется государственными институтами и направлено на устойчивое и безопасное развитие энергетического сектора страны.

2 Стратегические цели развития энергетики закреплены «Энергетической стратегией России», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года».
3 В частности, данная стратегия закрепляет расширенное строительство и модернизацию энергетических объектов как одно из основных средств достижения стратегических целей развития энергетики.
4 Наиболее острую потребность в реализации положений Энергетической стратегии России испытывает атомная отрасль, которая нуждается в своевременном и рациональном развитии. Безопасная эксплуатация объектов при одновременном обеспечении потребностей широкого круга лиц имеет глобальное значение.
5 Правоотношения, складывающиеся между субъектами атомной отрасли, имеют определенные особенности, поскольку деятельность таких субъектов регулируется сразу несколькими институтами, деятельность каждого из которых направлена на обеспечение безопасности отдельных этапов производства и использования атомной энергии.
6 Однако воздействие на поведение субъектов атомной отрасли осуществляется также и при помощи метода специального корпоративного регулирования [1], осуществляемого Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (ГК
7 «Росатом»), которая от имени государства наделена особыми полномочиями по осуществлению государственного управления использованием атомной энергии, а также возможностью осуществлять нормативное правовое регулирование и издавать соответствующие акты для регулирования атомной энергетической отрасли. Среди перечисленных полномочий ГК «Росатом» выделяется широкий массив полномочий, связанных с обеспечением полного строительного цикла создания и реконструкции атомных объектов.
8 ФЗ «Об использовании атомной энергии» закрепляет среди видов деятельности в области использования атомной энергии такую деятельность, как «размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии».
9 Обобщая теоретические исследования рассматриваемого вопроса, строительство энергетических объектов можно рассмотреть в нескольких значениях: как особый вид предпринимательской деятельности; как составную часть инвестиционной деятельности; как предмет договора на строительство энергетического объекта; как одно из направлений государственного регулирования; как самостоятельный предмет саморегулирования [2].

всего просмотров: 223

Оценка читателей: голосов 0

1. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть : учебник / под редакцией В.В. Романовой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрист, 2015. 677 с.

2. Романова В.В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов / В.В. Романова. Москва : Юрист, 2012. 426 с.

3. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 07.08.2018 № 1/25-НПА «Об утверждении Административного регламента предоставления Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов использования атомной энергии в случаях строительства, реконструкции указанных объектов и выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов» (зарегистрирован в Минюсте России 31.10.2018 № 52592).

4. Государственный реестр СРО. URL: https://sro.gosnadzor.ru/.

5. Проблемы и тенденции правового регулирования в области использования атомной энергии : монография / В.В. Романова, К.А. Стальмахов, А.А. Шкарбанов [и др.] ; под редакцией В.В. Романовой. Москва : Юрист, 2017. 223 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх