Пандемия и долгосрочная динамика медиапотребления

 
Код статьиS086904990014960-8-1
DOI10.31857/S086904990014960-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт социально-политических исследований (обособленное подразделение) Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН)
Адрес: Москва, ул. Фотиевой, д. 6, к. 1, vy175867@yandex.ru
Должность: ведущий эксперт
Аффилиация: ООО "НСК"
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 4
Страницы49-63
Аннотация

Результаты исследования фиксируют, что COVID-19 является существенным фактором, повлиявшим на потребление двух ведущих в российском обществе медиа – телевидения и интернет. Поскольку пандемия является глобальным явлением, то исследование российской аудитории проводится в контексте анализа аналогичных трендов зарубежных стран. Показано, что пандемия усиливала или изменяла тренды медиапотребления, потенциал которых был сформирован в результате массового внедрения коммуникационных инноваций в предыдущее десятилетие. Зафиксировано, что присущий ранее телевидению тренд сокращения длительности просмотра сменился в период пандемии 2020 г. на обратный. Тренд увеличения длительности использования интернет продолжился. В особенности это относится к различным форматам онлайн-видео. Наибольший рост медиапотребления наблюдался в период первой волны заболеваемости и введения карантинных мер. Наблюдалось углубление процессов медиатизации. Пандемия изменила социально-психологическую атмосферу, режим жизнедеятельности людей, что привело к интенсификации информационных процессов в обществе. Процессы конвергенции медиа обрели в год пандемии дополнительный импульс. Пользовательские экраны телевизоров, смартфонов и других устройств образуют теперь единое пространство борьбы за внимание аудитории. Это усиливает конкуренцию между традиционными телекомпаниями и новыми технологическими платформами, имеет серьезные политико-экономические и социо-культурные следствия.

 

Ключевые слователевидение, интернет, медиапотребление, пандемия, COVID-19
Источник финансированияИсследование выполнено в ИСПИ ФНИСЦ РАН в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы № 185 “Цивилизационные перемены в современной России: духовные процессы, ценности, идеалы” по государственному заданию НИР “Социокультурные и религиозные процессы в современной России”.
Получено10.05.2021
Дата публикации24.09.2021
Кол-во символов34019
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Глобальный кризис, связанный с пандемией COVID-19 повлиял практически на все стороны образа жизни и социального поведения людей. Самым непосредственным образом это относится к сфере медиа, которые играют все большую роль в современном обществе. Одним из важных индикаторов этого являются тренды информационного потребления, которые составляют предмет нашего исследования. Мы исходим из того, что текущий кризис, разрушая одни сложившиеся практики, интенсифицировал другие – потенциал к развитию которых, был сформирован в предыдущие годы и десятилетия. В этой связи в статье рассматриваются следующие исследовательские вопросы. В чем состояли важные тренды медиапотребления, сложившиеся в предыдущее десятилетие? Как медиапотребление изменилось в период пандемии 2020 г.? В чем состоят актуальные социальные следствия, сопряженные с пандемией и трансформацией современного медиаландшафта в целом?
2 В фокусе исследования находятся телевидение и интернет, являющиеся на сегодня наиболее массовыми и влиятельными медиа в российском обществе. Причем в отношении интернет особый акцент делается на аудитории различных видео-сервисов, составляющих теперь непосредственную конкуренцию телевидению. Анализ российской ситуации проводится в контексте отдельных развитых зарубежных коммуникационных рынков.
3 Остановимся далее на концептуальных и эмпирических основаниях исследования. Важным теоретико-прикладным представлением, на которое мы опираемся в работе, является понятие конвергенции. Применительно к области медиа конвергенция представляет собой сближение средств и процессов коммуникации, обусловленное технологическими инновациями. Применительно к цифровой среде речь идет не о замене одних медиа другими, а о трансформации медиаландшафта, когда происходит «столкновение старых и новых медиа» [Дженкингс 2018]. Конвергенция медиа имеет несколько уровней проявления: технологический; медиаэкономики и бизнес-моделей; корпоративных стратегий; коммуникативного поведения аудитории [Zotto, Lugmay 2016, p.9-10.].
4 Другим релевантным подходом к анализу предметной области является концепция медиатизации, которая отражает возрастающую роль масс медиа в обществе, политике, культуре последних нескольких десятилетий. Сторонники подхода утверждают, что современные медиа, особенно возможности интернет и социальных сетей расширяют естественные границы коммуникативных возможностей человека. Налицо процесс глубокого проникновения медиа в «ткань» повседневной жизни, за счет того, что медиа становятся глубинным проводником и площадкой, на которой разворачиваются повседневные практики общения и обмена [Schultz 2004]. Медиатизация есть к «двусторонний процесс», в ходе которого медиа становятся «автономными» институтами, действующие по своим собственным законам, и одновременно интегрируются в другие, столь же независимые институты – политику, семью, религию [Hjarvard 2008]. [Коломиец 2020, с. 236-237]. При этом важно учитывать то, что по мнению критиков, не получает достаточного отражения в рамках концепта медиатизации. Речь идет об усилении концентрации глобальных цифровых коммуникационных конгломератов; росте корпоративного влияния на политико-культурные процессы; реализации бизнес-моделей, ведущих к ослаблению роли традиционных медиа [Murdock 2017].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 578

Оценка читателей: голосов 0

1. Бауман З. (2002) Индивидуализированное общество. М.:Логос.

2. Бек У. (2000) Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция.

3. ВЦИОМ: Россияне доверяют традиционным СМИ больше, чем интернету. 26 июня 2020. https://news.rambler.ru/sociology/44412388-vtsiom-rossiyane-doveryayut-traditsionnym-smi-bolshe-chem-internetu/

4. Дженкингс Г. (2018) Конвергентная культура. М.: Рипол Классик.

5. Коломиец В.П. (2020) Медиатизация медиа. М.: Издательство Московского университета.

6. Левада Центр: источники новостей и доверие СМИ. 27.02.2020. https://www.levada.ru/2020/02/27/istochniki-novostej-i-doverie-smi/

7. Маклюен М. (2003) Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Кучково поле.

8. Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. (2019) Медиа, институты и доверие российских граждан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 19. № 2. С. 277-288.

9. Платящая аудитория российских онлайн- кинотеатров выросла на 52% до 8,5 млн человек. 09.03.2021. http://www.kinometro.ru/news/show/name/online_2020_tmtcons_8540

10. Полуэхтова И.А. (2010) Социокультурная динамика российского телевидения. М.: Аналитический центр «Видео Интернешнл».

11. Телеаудитория выросла на четверть в апреле 2020. 13 мая 2020 г. https://mediascope.net/news/1139341/

12. Austin A., Barnard J., Hutcheon N. (2019) Zenith Media Consumption Forecasts 2019. London: Zenith.

13. Cha J.. Chan-Olmsted S.M. (2012) Substitutability between online video platforms and television. Journalism & Mass Communication Quarterly. no. 89. no. 2. pp. 261-278.

14. Clapp R. (2021) YouTube consumption shows double-digit growth. https://www.warc.com/content/article/warc-datapoints/youtube-consumption-shows-double-digit-growth/136278

15. Couldry N., Hepp F. (2017) The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity.

16. DeFleuer M., Ball-Rokeach S. (1989) Theories of Mass Communication. New York: Longman.

17. Edelman Trust Barometer 2021 Global report. https://www.edelman.com/trust/2021-trust-barometer

18. Global Marketing Monitor Weekly Market Trends. 01.02. 2021. https://www.groupm.com/global-marketing-monitor-weekly-market-trends-may-01-2021/

19. Hjarvard S. (2008). The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom Review. vol. 29. no. 2. pp. 105–134.

20. How Covid-19 Supercharged the Advertising ‘Triopoly’ of Google, Facebook and Amazon. March 19, 2021. https://www.wsj.com/articles/how-covid-19-supercharged-the-advertising-triopoly-of-google-facebook-and-amazon-11616163738

21. Kayany, J. M., & Yelsma, P. (2000) Displacement effects of online media in the socio-technical contexts of household. Journal of Broadcasting & Electronic Media. vol.44 no. 2. pp. 215–229

22. Krotz, F. (2007). The meta-process of ‘mediatization’ as a conceptual frame. Global Media and Communication, vol. 3 no.3. pp. 256–259.

23. Lukovitz K. (2020) Streaming Now Accounts For 25% Of U.S. TV Usage. 13.08.2020. https://www.mediapost.com/publications/article/354705/streaming-now-accounts-for-25-of-us-tv-usage.html

24. Murdock G. (2017) Mediatisation and the Transformation of Capitalism: The Elephant in the Room. Javnost - The Public. vol. 24. no. 2. pp. 119-135.

25. Nimrod G. (2019) Selective motion: media displacement among older Internet users. Information, Communication & Society. Vol. 22. no. 9. pp. 1269-1280.

26. One TV Year 2020 – Glance. Press release. 12.04.2021. https://www.glance-mediametrie.com/en/one-television-year-world-1

27. Rogers E.M. (1983) Diffusion of innovations. New York: The Free Press.

28. Schultz, W. (2004). Reconstructing mediatization as an analytical concept. European Journal of Communication. vol. 19. no. 1. pp. 87–101.

29. Tefertiller А. (2018) Media Substitution in Cable Cord-Cutting: The Adoption of Web-Streaming Television. Journal of Broadcasting & Electronic Media. vol. 62. no. 3. pp. 390–407.

30. The Global TV Deck. The global proof of TV’s power and popularity. (2020) http://www.theglobaltvgroup.com/tgtv-deck/

31. Vaulprе F. Glance-Mеdiamеtrie. Global review of lockdown viewing – towards a ‘new normal’? A detailed analysis of TV and content consumption since January.2020 asi Virtual Conference. 3rd November 2020 Session. https://www.asiconferences.com/conferences/2020-asi-virtual-conference/

32. Warc. (2021) Media Owner Profile: Netflix, Global. https://www.warc.com/content/paywall/article/warc-datapoints/media-owner-profile-netflix-global/129427

33. Zotto С., Lugmay A. (2016) Media Convergence as Evolutionary Process / Lugmayr A., Dal Zotto C. (eds.), Media Convergence Handbook. Vol 1. Springer-Verlag Berlin Heidelberg.

Таблица 1 (Таблица_1.docx, 35 Kb) [Скачать]

Таблица 2 (Таблица_2.docx, 29 Kb) [Скачать]

Таблица 3 (Таблица_3.docx, 27 Kb) [Скачать]

Рисунок 1 (Рисунок_1.docx, 38 Kb) [Скачать]

Рисунок 2 (Рисунок_2.docx, 34 Kb) [Скачать]

Рисунок 3 (Рисунок_3.docx, 61 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх