Северный морской путь в арктической политике РФ

 
Код статьиS013122270004093-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-1-83-87
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Южно-Уральский Государственный университет, кафедра социологии и политологии
Адрес: РФ, 454080РФ, 454080 Челябинск, пр-т Ленина, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №1
Страницы83-87
Аннотация

Рассматривается роль Северного морского пути (СМП) в рамках стратегии РФ в Арктике. Показано, что одним из главных векторов его развития должно стать налаживание взаимовыгодного сотрудничества с иностранными партнерами, направленного на согласование правил и норм использования северного морского коридора.

Ключевые словаАрктика, Северный морской путь, РФ, геополитика
Получено19.02.2019
Дата публикации20.02.2019
Кол-во символов13711
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В советский период Северный морской путь был важным транспортным коридором по обеспечению морских перевозок в северных и арктических регионах страны1. Однако с 1990-х годов произошло снижение грузопотоков почти в 6 раз [1, с. 286]. Из полусотни портов более половины прекратили свое существование, а в оставшихся ввиду сокращения финансирования не проводилась модернизация. В критическом состоянии находится большинство причалов, сооружений для утилизации и приема судовых отходов, а также средств предотвращения разлива топлива. 1. Под Северным морским путем понимается исторически сложившаяся единая транспортная коммуникация РФ в Арктике. Северный морской путь проходит через моря Северного Ледовитого океана – Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово. Общая протяженность его от Карских ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км.
2 Навигационные и гидрографические комплексы обеспечения безопасности на трассе также нуждаются в существенной модернизации. Обновляется только минимальное количество навигационного оборудования из перечня необходимого. Возраст большинства разведывательных навигационных судов превышает 30 лет, что свидетельствует об острой нехватке современных средств для проведения арктических исследований, что в свою очередь требует больших финансовых вложений для покрытия расходов на постоянные ремонты устаревшего оборудования.
3 Руководство РФ поставило задачу интеграции Севморпути в мировую транзитную систему в качестве эффективного евроазиатского транспортного коридора [2]. Все больше фактов свидетельствуют, что перевозки по нему могут быть коммерчески оправданы. В 2012 г. впервые состоялась успешная перевозка сжиженного природного газа из Норвегии в Японию [3].
4 В целях развития СМП Правительством РФ в 2013 г. создано ФГУП “Администрация Северного морского пути” [4] и введены в действие “Правила плавания в акватории СМП”. Задачи администрации – обеспечение безопасности мореплавания, защита морской акватории от загрязнения. Ограниченность полномочий не позволяет ей стать единым органом управления, ответственным за развитие северного коридора.
5 Главный программный документ – “Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.” [5]. В нем подробно прописаны приоритеты государственной политики: модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы, развитие ее ресурсной базы, активное сотрудничество с приарктическими государствами с целью разграничения морского шельфа, создание единой международной системы предотвращения техногенных катастроф.
6 Изменение климата и сокращение ледовых полей в акватории Северного Ледовитого океана откроют в обозримой перспективе новые возможности по добыче природных ископаемых в Арктике и облегчат условия прохождения СМП, особенно в летнее время. В этой связи в последнее время растет интерес к российской Арктике.
7 Для иностранных государств (особенно стран АТР) СМП предоставляет выгодную альтернативу перевозкам вдоль южного побережья Евразии через Суэцкий канал, который в настоящее время практически достиг предела своей пропускной способности. Например, арктический маршрут из Пусана до Роттердама на 40% короче, чем через Суэцкий канал, что в перспективе позволит сократить время доставки грузов примерно на 7 дней. К конкурентным преимуществам СМП можно отнести беспошлинный проход, потенциальную экономию на топливе и фрахте, а также отсутствие угрозы международного терроризма и нападения пиратов. По оценкам специалистов, используя СМП иностранные грузоотправители могут экономить до 0.5 млн долл. на каждом рейсе. Доход отечественных ледоколов за проводку одного судна будет составлять более 100 тыс. долл. [1, с. 289].

всего просмотров: 1621

Оценка читателей: голосов 0

1. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения научной деятельности Российской Федерации в Антарктике. Ежегодный доклад (2015 г.) и аналитический обзор (2010–2015 гг.). Москва, Издательский отдел Управления делами Аппарата Совета Федерации, 2015. 588 с.

2. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. Available at: http://rosavtodor.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do‑2030-goda (accessed 28.12.2016).

3. “Газпром” обкатал поставку сжиженного газа по Северному морскому пути. Available at: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2012/12/06/gazprom_proshel_morem#ixzz2EFE1Pe9u (accessed 28.09.2017).

4. Распоряжение Правительства РФ от 15 марта 2013 года № 358-р о создании Федерального государственного казенного учреждения “Администрации Северного морского пути”. Available at: http://archive.government.ru/gov/results/23372/ (accessed 28.12.2016).

5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020. Available at: http://government.ru/info/18360/ (accessed 13.01.2017).

6. Нефтяной полярный горизонт. Available at: http://expert.ru/northwest/2016/40/neftyanojpolyarnyij-gorizont/ (accessed 15.09.2017).

7. Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики. Текущее состояние и перспективы. Available at: http://russiancouncil.ru/arcticoil (accessed 15.08.2017).

8. Объем перевозки угля с Таймыра по Севморпути к 2020 году вырастет в 10 раз. Available at: http://tass.ru/vstrane/4136353 (accessed 15.08.2017).

9. “Атомфлот” спрогнозировал рост грузопотока по Северному морскому пути. Available at: http://www.interfax.ru/business/567293 (accessed 15.08.2017).

10. Селин В. С. Движущие силы и проблемы развития грузопотоков Северного морского пути. Арктика и Север. 2016, № 22, сс. 87-111.

11. Ледокол “Сибирь” занял место “Арктики” на стапеле. Available at: http://24ri.ru/down/o‑311.html (accessed 15.08.2017).

12. Залывский Н. П. Северный морской путь: потенциал ожидания и реальные проблемы функционирования. Арктика и Север, 2015, № 20, сс. 37-57.

13. Lee T., Kim H. J. Barriers of Voyaging on the Northern Sea Route: A Perspective from Shipping Companies. Marine Policy, 2015, vol. 62, pp. 264-270.

14. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс). Available at: http://docs.cntd.ru/document/420376046 (accessed 13.01.2017).

15. Проект Ямал СПГ в Сабетте. Available at: http://www.nasha-strana.info/archives/15372 (accessed 13.09.2017).

16. Заказ южнокорейских танкеров не повредит российским верфям. Available at: https://vz.ru/economy/2017/9/7/885955.html (accessed 01.02.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх