Northern Sea Route in Arctic Policy of Russia

 
PIIS013122270004093-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-1-83-87
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: South Ural State University
Address: 76, Lenin Prosp., Chelyabinsk, 454080, Russian Federation
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 63 Issue 1
Pages83-87
Abstract

The article is devoted to assessing the development prospects of the Northern sea route (NSR). The author examines the main concerns of international investors and partners about the commercial viability of the NSR. The author proposes to deliberately and systematically implement the strategic objectives for the Arctic development, to create a comprehensive plan for the implementation of measures aimed at the development of forecasts for the development of the NSR. Despite the considerable international interest in the Russian Arctic from potential foreign partners and investors, there are also great concerns about the commercial viability of the NSR. For example, in the foreign shipbuilding and shipping companies who would be interested in the development of the NSR, there is no single point of view about the prospects of this transport corridor. According to foreign researchers, in order to promote active use of the Northern route has a lot of issues should be cleared out. The main problems today relate to the political, economic and intra-corporate barriers. One of the main vectors of development of the NSR in the twenty-first century should be the development of cooperation with foreign partners, aimed at the harmonization of the rules and regulations relating to the use of the Northern sea corridor, as well as comprehensive work aimed at improving its general image and commercial attractiveness.

KeywordsRussia, Arctic, Northern sea route, NSR, shipping, hydrocarbons
Received19.02.2019
Publication date20.02.2019
Number of characters13711
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В советский период Северный морской путь был важным транспортным коридором по обеспечению морских перевозок в северных и арктических регионах страны1. Однако с 1990-х годов произошло снижение грузопотоков почти в 6 раз [1, с. 286]. Из полусотни портов более половины прекратили свое существование, а в оставшихся ввиду сокращения финансирования не проводилась модернизация. В критическом состоянии находится большинство причалов, сооружений для утилизации и приема судовых отходов, а также средств предотвращения разлива топлива. 1. Под Северным морским путем понимается исторически сложившаяся единая транспортная коммуникация РФ в Арктике. Северный морской путь проходит через моря Северного Ледовитого океана – Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово. Общая протяженность его от Карских ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км.
2 Навигационные и гидрографические комплексы обеспечения безопасности на трассе также нуждаются в существенной модернизации. Обновляется только минимальное количество навигационного оборудования из перечня необходимого. Возраст большинства разведывательных навигационных судов превышает 30 лет, что свидетельствует об острой нехватке современных средств для проведения арктических исследований, что в свою очередь требует больших финансовых вложений для покрытия расходов на постоянные ремонты устаревшего оборудования.
3 Руководство РФ поставило задачу интеграции Севморпути в мировую транзитную систему в качестве эффективного евроазиатского транспортного коридора [2]. Все больше фактов свидетельствуют, что перевозки по нему могут быть коммерчески оправданы. В 2012 г. впервые состоялась успешная перевозка сжиженного природного газа из Норвегии в Японию [3].
4 В целях развития СМП Правительством РФ в 2013 г. создано ФГУП “Администрация Северного морского пути” [4] и введены в действие “Правила плавания в акватории СМП”. Задачи администрации – обеспечение безопасности мореплавания, защита морской акватории от загрязнения. Ограниченность полномочий не позволяет ей стать единым органом управления, ответственным за развитие северного коридора.
5 Главный программный документ – “Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.” [5]. В нем подробно прописаны приоритеты государственной политики: модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы, развитие ее ресурсной базы, активное сотрудничество с приарктическими государствами с целью разграничения морского шельфа, создание единой международной системы предотвращения техногенных катастроф.
6 Изменение климата и сокращение ледовых полей в акватории Северного Ледовитого океана откроют в обозримой перспективе новые возможности по добыче природных ископаемых в Арктике и облегчат условия прохождения СМП, особенно в летнее время. В этой связи в последнее время растет интерес к российской Арктике.
7 Для иностранных государств (особенно стран АТР) СМП предоставляет выгодную альтернативу перевозкам вдоль южного побережья Евразии через Суэцкий канал, который в настоящее время практически достиг предела своей пропускной способности. Например, арктический маршрут из Пусана до Роттердама на 40% короче, чем через Суэцкий канал, что в перспективе позволит сократить время доставки грузов примерно на 7 дней. К конкурентным преимуществам СМП можно отнести беспошлинный проход, потенциальную экономию на топливе и фрахте, а также отсутствие угрозы международного терроризма и нападения пиратов. По оценкам специалистов, используя СМП иностранные грузоотправители могут экономить до 0.5 млн долл. на каждом рейсе. Доход отечественных ледоколов за проводку одного судна будет составлять более 100 тыс. долл. [1, с. 289].

views: 1615

Readers community rating: votes 0

1. On the state and problems of legislative maintenance of realization of strategy of development of the Arctic zone of the Russian Federation and national security for the period up to 2020. The state and problems of legislative support of scientific activity of the Russian Federation in the Antarctic. Annual Report (2015) and the Analytical Review (2010–2015). Moscow, Izdatelskii otdel Upravleniya delami Apparata Soveta Federatsii, 2015. 588 p. (In Russ.)

2. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 (In Russ.) Available at: http://rosavtodor.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do‑2030-goda (accessed 28.12.2016).

3. “Gazprom” has tested delivery of liquefied gas via the Northern Sea Route (in Russ.) Available at: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2012/12/06/gazprom_proshel_morem#ixzz2EFE1Pe9u (accessed 28.09.2017).

4. The Decree of the RF Government dated March 15, 2013 No. 358-p on the establishment of the Federal State Institution “Administration of the Northern Sea Route” (In Russ.) Available at: http://archive.government.ru/gov/results/23372/ (accessed 28.12.2016).

5. The development strategy of the Arctic zone of the Russian Federation and national security for the period up to 2020 (in Russ.) Available at: http://government.ru/info/18360/ (accessed 13.01.2017).

6. Oil polar horizon (In Russ.) Available at: http://expert.ru/northwest/2016/40/neftyanojpolyarnyij-gorizont/ (accessed 15.09.2017).

7. The Development of Offshore Oil and Gas in the Arctic. Current Status and Prospects (In Russ.) Available at: http://russiancouncil.ru/arcticoil (accessed 15.08.2017).

8. The volume of transportation of Coal from Taimyr along the Northern Sea Route will grow 10 times by 2020 (In Russ.) Available at: http://tass.ru/vstrane/4136353 (accessed 15.08.2017).

9. “Atomflot” has predicted growth of cargo traffic along the Northern Sea Route (In Russ.) Available at: http://www.interfax.ru/business/567293 (accessed 15.08.2017).

10. Selin V. S. Dvizhushchie sily i problemy razvitiya gruzopotokov Severnogo morskogo puti [The driving forces and challenges for the development of cargo traffic of the Northern Sea Route]. Arktika i Sever, 2016, no. 22, pp. 87-111.

11. Icebraker “Siberia” took place of “Arctic” on the slipway (In Russ.) Available at: http://24ri.ru/down/o‑311.html (accessed 15.08.2017).

12. Zalyvskii N. P. Severnyi morskoi put’: potencial ozhidaniya i real’nye problemy funkcionirovaniya [The Northern Sea Route: potential expectations and real problems of functioning]. Arktika i Sever, 2015, no. 20, pp. 37-57.

13. Lee T., Kim H. J. Barriers of Voyaging on the Northern Sea Route: A Perspective from Shipping Companies. Marine Policy, 2015, vol. 62, pp. 264-270.

14. The International Code for Ships Operating in Polar Waters (Polar Code) (In Russ.) Available at: http://docs.cntd.ru/document/420376046 (accessed 13.01.2017).

15. The project Yamal LNG in Sabetta (In Russ.) Available at: http://www.nasha-strana.info/archives/15372 (accessed 13.09.2017).

16. Order of South Korean tankers will not damage Russian shipyards (In Russ.) Available at: https://vz.ru/economy/2017/9/7/885955.html (accessed 01.02.2018).

Система Orphus

Loading...
Up