Что хотят и что могут сделать ученые в условиях социально-экономического и политико-идеологического кризиса: российская наука в годы кризиса 1917–1922 гг.

 
Код статьиS020596060016357-4-1
DOI10.31857/S020596060016357-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Москва, ул. Балтийская, д. 14
Название журналаВопросы истории естествознания и техники
ВыпускТом 42 №3
Страницы558-564
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено29.09.2021
Дата публикации29.09.2021
Кол-во символов19613
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Публикация в 2020 г. книги Э. И. Колчинского и Е. Ф. Синельниковой о выживании и самоорганизации российской науки в кризисные годы актуализирует затронутую в ней проблематику для историко-научных исследований. Уход в том же году из жизни одного из авторов, выдающегося историка науки Эдуарда Израилевича Колчинского (1944–2020), служит поводом обратиться к его научно-биографическому наследию, не ограничиваясь данной работой. Тем более что реконструкция науки в условиях кризиса вековой давности осуществляется историками, которые сами имеют опыт существования в «кризисной науке». В первую очередь это относится к Колчинскому, не только крупному ученому, организатору науки, лидеру научной дисциплины и исследователю социально-экономических, идейно-политических, социокультурных и когнитивно-институциональных кризисов, но и активному участнику жизни междисциплинарного научного социума большого региона страны, а также, что чрезвычайно важно, рефлексирующему ученому, оставившему после себя замечательные воспоминания и размышления о жизни страны и людей, и в первую очередь ученых, встретившихся на его жизненном пути1. Эти воспоминания-рефлексии – ценный материал для изучения науки в условиях кризисов, в том числе они имплицитно отражают жизнь отечественных ученых в турбулентный период революционных и послереволюционных лет (1917–1922). 1. Колчинский Э. И. Так вспоминается, или Еще одно лжесвидетельство (главы из книги) // Политическая концептология: журнал междисциплинарных исследований. 2014. № 1. С. 250–301.
2 Хотя основной фокус работы Колчинского и Синельниковой направлен на изучение жизни и деятельности ученых Российской академии наук и научных обществ, авторам, на мой взгляд, благодаря широкой панораме рассмотрения процессов самоорганизации отечественной науки удалась реконструкция науки в целом с ее учебно-педагогической, прикладной и военно-мобилизационной инфраструктурой. Они показали, как за шесть лет в стране произошли изменения в кадровом составе, структуре деятельности, институциональных формах, самоидентификации и мотивации российского научно-педагогического сообщества. Пожалуй, как раз такое фундаментальное исследование позволило им сделать вывод, что
3 «именно в период кризиса 1917–1922 гг. была создана модель развития отечественной науки как государственной фабрики по производству знания и организована сеть научно-исследовательских институтов, обеспечивающая функцио нирование и развитие науки и образования до настоящего времени. Сформированные в то время механизмы финансирования научных учреждений и организаций, нормативно-правовая база их деятельности, а в равной степени и созданные структурные формы организации исследований были актуальны и эффективны длительное время (с. 260)».
4 Мобилизационная наука, возникшая еще в годы Первой мировой войны, была насущно необходима и новой советской власти для защиты и построения «рабоче-крестьянского государства», которое, однако, по своей природе стало формироваться как номенклатурное. Большевистская номенклатура начала решительно захватывать в свои руки государственную и частную собственность бывшей Российской империи, заставляя граждан работать на себя, широко используя популистскую коммунистическую идеологию. Ученые с их научными учреждениями и научно-педагогическими заведениями под лозунгами национализации и народного управления перешли в разряд служащих без права решающего голоса в определении научно-технической политики страны.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 390

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх