Экзистенциальные мотивы в фильмах Алехандро Гонсалеса Иньярриту

 
Код статьиS0044748X0010348-1-1
DOI10.31857/S0044748X0010348-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 8
Страницы86-92
Аннотация

Статья посвящена особенностям авторского стиля одного из ведущих режиссеров не только мексиканского, но и мирового кино — Алехандро Гонсалеса Иньярриту. По мнению автора, основу философии творчества режиссера составляют размышления об экзистенциальном конфликте между внутренним миром человека и окружающей реальностью, об отчуждении и одиночестве. Успех его фильмов определяется тем удачным сочетанием высокого профессионального мастерства и своеобразия творческого стиля, которое позволяет режиссеру противостоять современным стандартам массового кинопроизводства.

Ключевые слованациональное своеобразие, коммерческое кино, стандартизация, экзистенциальная ситуация, драматический конфликт
Получено04.04.2020
Дата публикации29.07.2020
Кол-во символов15023
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Своего рода феноменом современного мирового кино стал тот ошеломляющий успех, которого достигли в последнее время мексиканские кинематографисты, занявшие ведущие места в мировом кинорейтинге. Речь идет, прежде всего, о Гильермо дель Торо, Алехандро Гонсалесе Иньярриту, Альфонсо Куароне, Карлосе Рейгадесе — режиссерах, каждый фильм которых воспринимается как некое откровение, новое слово в киноискусстве. Подтверждением этому служат многочисленные награды, полученные ими на самых престижных мировых кинофорумах — в Каннах, Лос-Анжелесе, Венеции. Столь невероятное признание можно сопоставить, вероятно, лишь с «золотым веком» мексиканского кино, т.е. с периодом 1940-х годов, спроецировавшим на экран завораживающий мир латиноамериканской «магической реальности». Так, плодотворное творческое содружество режиссера Эмилио Фернандеса, оператора Габриэля Фигероа, блистательных актеров Марии Феликс, Долорес дель Рио, Педро Армендариса запустило ослепительный фейерверк таких лент, как María Candelaria («Мария Канделария»), Río Escondido, («Рио Эскондидо»), Enamorada («Влюбленная»), Soy puro mexicano, («Я настоящий мексиканец») и многих других фильмов, в которых мир индейцев воспет как мир чести, достоинства и благородства. Музыку для кино писали великий Сильвестре Ревуэльтас и непревзойденный сочинитель «болерос» Агустин Лара, посвятивший множество песен своей жене Марии Феликс, талантливейшей актрисе и одной из самых красивых женщин своего времени. Впрочем, их история любви сама по себе могла бы послужить захватывающим сюжетом отдельного фильма.
2 В настоящее время, как и в 1940-е годы, впечатляет количество производимых в Мексике фильмов. Так, например, в 2016 г. оно достигло 162 лент [1]. Конечно, их нельзя считать равнозначными, а многие из них сняты по определенным клише, заполнившим современное кинематографическое пространство. Но главный вектор киноискусства определяют те ленты, авторы которых обладают нестандартным творческим мышлением. К таким «неординариям» относятся упомянутые выше режиссеры Г. дель Торо, А.Гонсалес Иньярриту, А.Куарон, К.Рейгадас, а их творчество можно сравнить с экспериментальной лабораторией, где разрабатываются самые невероятные проекты. Некоторые их ленты были сняты в США, но «высокие» американские технологии, как могло бы показаться на первый взгляд, нисколько не умалили их национального своеобразия, а возможно, в некоторой степени даже способствовали его раскрытию. Недаром Гильермо дель Торо, чей фильм La forma del agua («Форма воды») получил премию «Оскар» в 2018 г. в четырех номинациях, подчеркивает, что своими наградами он обязан «мексиканскому воображению — совершенно уникальному ви́дению, которое мы привносим в мир своим искусством, самим своим присутствием в нем» [2].
3 Картина «Форма воды» практически не выбивается из предыдущих работ Г. дель Торо, каждую из которых можно отнести к жанру фантастического триллера. Сюжет фильма представляется невероятным, поскольку речь идет о любовных отношениях между выловленным из воды чудищем и немой девушкой. Лента отдаленно напоминает старый отечественный фильм «Человек-амфибия», похожий на романтическую сказку. Но «Форма воды» снята в совсем другой стилистике, порожденной мрачной атмосферой бетонных бункеров секретной лаборатории. Тем не менее картина не оставляет тягостного впечатления, ведь, по метафорическому высказыванию Г. дель Торо — «у любви, как и у воды, нет формы» [3], — и любовь принимает форму любого сосуда. Эта многожанровая лента, сочетающая несочетаемое — триллер, мелодраму, фантастику, — вместе с тем очень органична. На заданный по этому поводу на одной из конференций вопрос о том, как режиссеру удается достичь баланса между темными и светлыми сторонами жизни, между беспросветно мрачным и наполненным радостью и любовью началами, Г. дель Торо ответил: «Я — мексиканец. Тот факт, что я родился в Мексике, позволяет снимать фильмы светлые и темные одновременно... никто не любит жизнь больше, чем мы, потому что мы никогда не забываем о смерти» [2].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 223

Оценка читателей: голосов 0

1. La realidad del cine mexicano hoy en dia. Revista Travesias. Avalable at: https//gato-pardo.com/arte-y-cultura/la-realidad-del-cine-mexicano hoy en dia (accessed 20.04.2017).

2. Coppel Eugenia “Soy mexicano”: la fórmula de Guillermo del Toro para mostrar a la vez el terror y la luz. Verne México El País. Available at: https://verne.elpais.com/verne/2018/01/09/mexico/1515455630_825016.html (accessed 9.01.2018).

3. Carlos A.Flores. Lo que hay detrás en “La Forma del Agua” de Guillermo del Toro – El Sol de México, 7.01.2018. Available at: https://www.eluniversal.com.mx/espectaculos/cine/demandan-guillermo-del-toro-y-fox-por-la-forma-del-agua (accessed 10.02.2020).

4. Alejandro González Iñarritu. Entrevista con revista Bocas. Archivo Digital de Noticias de Colombia y del Mundo desde 1990-e. Available at: https://www.eltiempo.com/archivo/documento/CMS-15280237 (accessed 8.05.2020).

5. González Iñárritu. “Cada día estoy más lejos del cine populista” /Entrevistas/ Edición América/Agencia EFE. Available at: https://www.efe.com./efe/America/entrevistas/Gonzalez-inar-ritu-cada-dia-estoy-mas-lejos-del-cine-populista/50000489-2802466 (accessed 03.01.2016).

6. Ростоцкая Л.В. Киноискусство Испании и Португалии: экзистенциальные мотивы. Современная культура Испании и Португалии. Коллективная монография. Отв. редактор Константинова Н.С. Москва, ИЛА РАН, 2017, cс. 184-208.

7. Луис Бунюэль. М., Искусство, 1979, 340 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх