Образ шамана на ниериках уичоль

 
Код статьиS0044748X0008709-8-1
DOI10.31857/S0044748X0008709-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский педагогический государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 4
Страницы75-85
Аннотация

Ниерики — картины из шерстяных ниток, наклеенных на деревянную поверхность с помощью воска, народности уичоль — представляют собой интересный феномен этнического искусства современной Мексики. На основе материала, собранного в д. Потреро-де-ла-Пальмита (Мексика, штат Наярит) в 2016 г., нами было выделено несколько типов таких произведений. Шаман, его практика и атрибутика являются популярными сюжетами и мотивами таких произведений. Анализ некоторых ниерик позволяет говорить об определенных приемах создания образа шамана. Так, иногда авторы стремятся к достоверности, а иногда обращаются к условности. Шаманская практика показана с помощью изображения обряда; она бывает вплетена и в сюжет произведения на бытовую тематику. Шаманская атрибутика присутствует либо на ниериках, посвященных собственно шаманам, либо на сувенирной продукции.

Ключевые слованиерика, этноискусство, уичоль, Мексика
Получено02.04.2020
Дата публикации03.04.2020
Кол-во символов24541
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 848

Оценка читателей: голосов 0

1. McArdle Stephens M. In the Lands of Fire and Sun: Resistance and Accommodation in the Huichol Sierre, 1723–1930. University of Nebraska Press, 2018, 177 p.

2. Соколова О.В. Древние божества индейцев уичоль. К вопросу о бытовании дохристианских верований в современной Мексике. Латинская Америка. М., 2012, № 8, сc. 89-100.

3. Юдицкая Е.А. Представление о ньерики в мировоззрении племени вичоли (Мексика). XV Международная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов»: Секция «Философия, политика, религиоведение». Материалы конференции. Москва, 10 апреля 2008 г., сс. 145-146.

4. Preuss К. Th. (1908) Ethnographische Ergebnisse einer Reise in die mexikanische Sierra Madre. Zeitschrift für Ethnologie. Heft 4. Berlin, S. 584-604.

5. Fresán Jiménez M. Nierika, una ventana al mundo de los antepasados, México, D.F.: CONACULTA-FONCA, 2002, 128 p.

6. Соколова О.В. Образ оленя в религиозных представлениях индейцев уичоль (по материалам коллекций МАЭ РАН). Радловские чтения. Санкт-Петербург, 2012, сc. 246-251.

7. Negrín F.J. Protagonistas del arte huichol. Artes de Mexíco. № 75, Arte huichol: PRIMERA EDICIÓN (2005), pp. 44-54.

8. Lumholtz C. The Huichol Indians of Mexico. Bulletin of the American Geographical Society. 1903, рp. 79-93.

9. Богемская К.Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб., Алетейя, 2001, 192 с.

10. Ващенко А.В. Возвращение на Итаку: этнокультурный фактор в художественном пространстве второй половины XX века. М., ФИЯР МГУ, 2013, 150 с.

11. Конрад И.С. Ниерика народности уичоль как пример этнического искусства (на материале д. Потреро-да-ла-Пальмита, ш. Наярит, Мексика). Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения. Материалы VII Международной научной конференции. Москва, 2017, сс. 66-70.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх