Образ шамана на ниериках уичоль

 
Код статьиS0044748X0008709-8-1
DOI10.31857/S0044748X0008709-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский педагогический государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 4
Страницы75-85
Аннотация

Ниерики — картины из шерстяных ниток, наклеенных на деревянную поверхность с помощью воска, народности уичоль — представляют собой интересный феномен этнического искусства современной Мексики. На основе материала, собранного в д. Потреро-де-ла-Пальмита (Мексика, штат Наярит) в 2016 г., нами было выделено несколько типов таких произведений. Шаман, его практика и атрибутика являются популярными сюжетами и мотивами таких произведений. Анализ некоторых ниерик позволяет говорить об определенных приемах создания образа шамана. Так, иногда авторы стремятся к достоверности, а иногда обращаются к условности. Шаманская практика показана с помощью изображения обряда; она бывает вплетена и в сюжет произведения на бытовую тематику. Шаманская атрибутика присутствует либо на ниериках, посвященных собственно шаманам, либо на сувенирной продукции.

Ключевые слованиерика, этноискусство, уичоль, Мексика
Получено02.04.2020
Дата публикации03.04.2020
Кол-во символов24541
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Коренная народность Мексики уичоль на сегодняшний день является одной из самых многочисленных автохтонных групп Центральной Америки. В настоящее время большая часть уичолей проживает в штатах Халиско, Дуранго и Наярит, являя собой образец высокой приверженности традиционной культуре и успешной интеграции во все современные социально-политические и экономические процессы.
2 Американская исследовательница Мишель МакАрдл Стивенс в одной из своих работ указывает на то, что источники по истории освоения Мексики свидетельствуют о встречах испанцев и уичолей, которые происходили уже в начале XVII в. К 1650 г. уичоли поддерживали постоянные контакты с миссионерами, исказившими эндоэтноним «wixárika» (виррари- ка — самоназвание уичоль) при написании, поэтому на сегодняшний день сосуществуют два названия этой народности [1].
3 Первые этнографические описания культуры уичоль были сделаны только в конце XIX — начале XX вв. сначала норвежским этнографом Карлом Софусом Лумхольцем, а немного позднее немецким специалистом Конрадом Теодором Пройсом. Как отмечает российская исследовательница Ольга Соколова, К.Лумхольц «уделил особое внимание богатству символики культовых предметов В его трудах собраны обширные сведения относительно типологии и ритуального назначения культовой атрибутики»; К.Пройсом были предприняты попытки «решить вопрос происхождения их религии и прояснить некоторые детали древнемексиканских верований, существовавших до появления на континенте европейцев» [2, с. 90].
4 На протяжении XX в. к культуре уичоль обращались и продолжают обращаться специалисты из разных областей науки. Теоретическому осмыслению подвергаются система верований, структура обрядов, мифология и, конечно, декоративно-прикладное творчество, представленное текстилем, бисерными украшениями, фигурками и т.п. В контексте данной работы мы хотели бы обратиться к такой форме изобразительного творчества, как ниерики — картины из шерстяных ниток, наклеенных на обработанную воском деревянную поверхность. Технология изготовления, яркие цвета, особенность изображения персонажей и предметов, композиция, сюжеты, для понимания которых необходимо погружение в мифологию и обрядовую систему, — все это «визитные» карточки ниерик, сделавшие их популярными среди любителей этнического искусства.
5 О ниерике говорят не только как о художественном произведении, но и как о форме мистических индейских откровений: подобные утверждения содержатся в большом количестве популярных статей об этом жанре, а также в каталогах галерей, специализирующихся на продаже «экзотики».
6 Исконно ниерика являлась элементом обрядово-ритуальной практики. В пространстве сакрального дискурса она связана с идеей видения, способностью выводить на контакт с богами и духами, о чем указывалось в работе российской исследовательницы Екатерины Юдицкой: «Ньерика (у автора так. И.К.) — понятие многогранное. Во-первых, это способность видеть. Видеть истинную форму мира, которую раскрывают адептам боги во время определенных ритуалов, связанных с использованием психогенных веществ и аскетической практикой. Во-вторых — это трансцендентальное восприятие, позволяющее шаману диагностировать причину болезни и находить ее местоположение в теле больного, а также отправлять церемонии, необходимые для хорошего урожая. В-третьих, это и материальные объекты ловушки для оленей, различные объекты, используемые в оформлении алтарей, зеркала и даже некоторые пункты в траектории паломничества, места, где божества оставили свои следы и знаки. Ньерика — это также и те самые гобелены, посредством которых вичоли вступают в диалог с такими современными художниками как Кандинский, Миро, Харринг. В отличие же от авангардистов, обращающихся к этническим стилям для того, что восстановить архаичную эстетическую интуицию, вичоли сохраняют ту самую американскую древность без каких-либо мировоззренческих и идеологических противоречий» [3, с. 145-146]. К.Пройс в начале XX в. описал шаманские церемониальные и подношения-жертвы (например, такие можно увидеть на фотографиях из пещеры богини дождя Kiewimuka). Это — «щиты» от 20 до 40 см в диаметре: нитки переплетались с тростниковой основой, по кругу изображались ключевые образы мифологии (олень, орел, змея, галлюциногенный кактус — пейот и пр.) [4, с. 599]. Сакральное значение ниерик, их символика, технологии изготовления были представлены в работе «Ниерика — окно в мир предков» мексиканской исследовательницы Марианы Фресан Хименес. Автор обратилась к мифологии, обрядам уичолей и ритуальной роли ниерик (в первую очередь «жертвы» богам). Стоит отметить разнообразие материалов и форм, описанных в работе: изделия из камня, бамбука, дерево и картона, ниерики из переплетенных ниток (паутинки), а также «картины из ниток» [5]. Все они сохраняются на святых местах, по которым уичоли совершают паломничество. Наши наблюдения, сделанные во время экспедиции, позволяют говорить о том, что небольшие картины (размер около 10х10 см, 8х12 см) с изображением персонажей мифологии уичоль и в настоящее время изготавливаются в качестве таких подношений.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 301

Оценка читателей: голосов 0

1. McArdle Stephens M. In the Lands of Fire and Sun: Resistance and Accommodation in the Huichol Sierre, 1723–1930. University of Nebraska Press, 2018, 177 p.

2. Соколова О.В. Древние божества индейцев уичоль. К вопросу о бытовании дохристианских верований в современной Мексике. Латинская Америка. М., 2012, № 8, сc. 89-100.

3. Юдицкая Е.А. Представление о ньерики в мировоззрении племени вичоли (Мексика). XV Международная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов»: Секция «Философия, политика, религиоведение». Материалы конференции. Москва, 10 апреля 2008 г., сс. 145-146.

4. Preuss К. Th. (1908) Ethnographische Ergebnisse einer Reise in die mexikanische Sierra Madre. Zeitschrift für Ethnologie. Heft 4. Berlin, S. 584-604.

5. Fresán Jiménez M. Nierika, una ventana al mundo de los antepasados, México, D.F.: CONACULTA-FONCA, 2002, 128 p.

6. Соколова О.В. Образ оленя в религиозных представлениях индейцев уичоль (по материалам коллекций МАЭ РАН). Радловские чтения. Санкт-Петербург, 2012, сc. 246-251.

7. Negrín F.J. Protagonistas del arte huichol. Artes de Mexíco. № 75, Arte huichol: PRIMERA EDICIÓN (2005), pp. 44-54.

8. Lumholtz C. The Huichol Indians of Mexico. Bulletin of the American Geographical Society. 1903, рp. 79-93.

9. Богемская К.Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб., Алетейя, 2001, 192 с.

10. Ващенко А.В. Возвращение на Итаку: этнокультурный фактор в художественном пространстве второй половины XX века. М., ФИЯР МГУ, 2013, 150 с.

11. Конрад И.С. Ниерика народности уичоль как пример этнического искусства (на материале д. Потреро-да-ла-Пальмита, ш. Наярит, Мексика). Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения. Материалы VII Международной научной конференции. Москва, 2017, сс. 66-70.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх