Новая российско-американская гонка ядерных вооружений

 
Код статьиS268667300008242-6-1
DOI10.31857/S268667300008242-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт США и Канады РАН
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 2
Страницы78-96
Аннотация

Гонка ядерных вооружений между Москвой и Вашингтоном возобновилась. При этом ядерное противостояние двух ядерных «сверхдержав» происходит в условиях, которые представляются гораздо более опасными и дестабилизирующими, чем в годы холодной войны 1945–1989 гг. В состоянии глубокого кризиса находится контроль над ядерными вооружениями; отсутствует российско-американский диалог по проблемам стратегической стабильности; появились новые средства доставки ядерных боеприпасов – в том числе и межконтинентальной дальности, а также неядерные вооружения, способные выполнять некоторые стратегические задачи; на глобальный ядерный баланс всё большее влияние оказывают другие ядерные державы, в том числе и необъявленные ядерные государства. Все эти перемены представляются крайне дестабилизирующими и опасными.

Ключевые словаСтратегическая стабильность, ядерные вооружения, противоракетная оборона, системы доставки ядерного оружия, контроль над вооружениями.
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Военная стратегия США при администрации Д. Трампа и национальные интересы Российской Федерации» № 18-014-00006/1
Получено10.02.2020
Дата публикации10.02.2020
Кол-во символов40439
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

НОВАЯ ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

 

В российско-американские отношения вернулась гонка ядерных вооружений. И Москва, и Вашингтон ведут интенсивные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), направленные на создание новых стратегических и достратегических средств доставки ядерных боезарядов. Идёт модернизация и самих ядерных боеприпасов. Обе стороны вкладывают огромные средства в развитие систем противоракетной обороны, а также в космические вооружения.

2 Большинство экспертов в области контроля над вооружениями полагают, что переломным моментом стал выход Соединённых Штатов из Договора по ПРО (в 2002 г.), который на протяжении нескольких десятилетий справедливо рассматривался в качестве краеугольного камня всей системы контроля над вооружениями. В качестве ответной меры российская сторона отказалась от ратификации Договора СНВ-2 [Десять лет без Договора по ПРО.., 2012]; [1].
3 Непосредственным следствием выхода США из Договора по ПРО стало развертывание противоракет типа GBI, способных перехватывать стратегические боеголовки. Именно эти системы должны были стать, по замыслу официального Вашингтона, наряду с системами ПРО ТВД «ТХААД» и «Пэтриот» (THAAD и Patriot) и системами ПРО морского базирования «Иджис» (Aegis), основой глобальной системы противоракетной обороны Соединённых Штатов. Особую озабоченность у российской стороны вызвали намерения официального Вашингтона разместить элементы американской системы ПРО в Европе [2].
4 Планы официального Вашингтона создать глобальную ПРО хронологически совпали с намерением по-новому сформулировать понятие «Стратегическая триада США». Обзор ядерной политики Соединённых Штатов 2001 г. давал следующее определение этого понятия:
  • стратегические наступательные вооружения, как ядерные, так и неядерные, и системы командования и боевого управления;
  • активная и пассивная система стратегической обороны, включая системы управления ПРО и ПВО;
  • научно-технический и индустриальный потенциал для разработки, производства и поддержания в боеготовом состоянии наступательных и оборонительных систем [3].
5 Такое понимание стратегической триады предполагает наличие планов интегрированного применения стратегических наступательных (в том числе неядерных) и стратегических оборонительных вооружений с целью достижения победы при любом сценарии вооружённого конфликта. Следует отметить в этой связи, что на рубеже 1990–2000-х годов США и их союзники обладали огромным превосходством в высокоточных вооружениях большой дальности, способных вывести из строя незащищённые объекты стратегических ядерных сил (Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), лёгкие надземные укрытия мобильных пусковых установок МБР, подводные лодки-ракетоносцы у пирсов и тяжёлые бомбардировщики на аэродромах, а также пункты связи и управления космическими аппаратами) [Арбатов А.Г., 2018: 25].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 849

Оценка читателей: голосов 0

1. Арбатов А.Г. 2018. Трансформация ядерного сдерживания / Безопасность и контроль над вооружениями 2017–2018: Преодоление разбалансировки международной стабильности. Москва: ИМЭМО РАН; Политическая энциклопедия. С. 17–31.

2. Батюк В.И. 2012. Загнать джинна в бутылку. История переговоров между Москвой и Вашингтоном по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений. Saarbrűcken, Germany, Pamarium Academic Publishing. 674 с.

3. Батюк В.И. 2019. Крах Договора о РСМД: что дальше? Россия и Америка в XXI ве-ке [электронный журнал]. Спецвыпуск. 05.06.2019. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760005250-2-1/ DOI 10/18254/S207054760005250-2 (accessed 01.12.2019).

4. Десять лет без Договора по ПРО. Проблема противоракетной обороны в российско-американских отношениях / С.М. Рогов, С.Н. Бабич, В.И. Есин и др. Москва: Спецкнига, 2012. 78 с.

5. Есин В.И. 2019. Возможные последствия прекращения действия Договора о РСМД // Россия и Америка в XXI веке. Электронный журнал. Спецвыпуск. 05.06.2019. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760005316-4-1/ DOI 10.18254/S207054760005316-4 (accessed 01.12.2019).

6. Караганов С.А., Суслов Д.В. 2019. Новое понимание и пути укрепления многосторонней стратегической стабильности. Москва: Высшая школа экономики. 55 с.

7. Колтунов В.С. 2012. Переговоры об ограничении систем ПРО в контексте взаимного сдерживания / Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество? / Под ред. А. Арбатова и В. Дворкина; Московский центр Карнеги. Москва: РОССПЭН. С. 66–82.

8. Литовкин В.Н. 2012. Новейший этап диалога о противоракетном сотрудничестве / Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество? Под ред. А. Арбатова и В. Дворкина; Московский центр Карнеги. Москва: РОССПЭН. С. 160–170.

9. Хряпин А.Л., Сосновcкий М.Е. 2019. Ядерная политика США и стратегическая стабильностью. Проблемы национальной стратегии. № 2. C. 113–125.

10. Khryapin A.L., Sosnovskiy M.E. 2019. The U.S. Nuclear Policy and Strategic Stability. RISS Journal. No.2. P. 113-125.

11. Wolfsthal J., Lewis J., Quint M. Trillion Dollar Nuclear Triad: US Strategic Modernization over the next Thirty Years. James Martin Center for Nonproliferation Studies, The Monterey Institute of International Studies. January 2014. 29 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх