The image of shaman on huichol's nieriks. Base on materials gathered in Potrero de la Palmita Village, Nayarit state, Mexico

 
PIIS0044748X0008709-8-1
DOI10.31857/S0044748X0008709-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State University of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 4
Pages75-85
Abstract

Nieriks of the Huichol people are paintings made of woolen threads attached to a wooden surface with wax. These are an interesting phenomenon in the ethnic art of modern Mexico. Based on the material collected in the village of Potrero de la Palmita (Estado de Nayarit, Mexico) in 2016, we have categorized several types of such works. The shaman, his practice and paraphernalia are popular characters and storylines of the artwork. We have analyzed the Nieriks and identified certain patterns in the creation of the shaman image. So, the authors’ techniques include: 1) a focus on authenticity; 2) some conventions. The practice of shamanism: a) is portrayed as a rite transfer; b) woven into the daily routine storylines. Shamanic paraphernalia can be seen in the Nieriks about the shamans proper, or on souvenir products such as thread-based paint-ings that represent the traditional culture of this ethnic group.

Keywordsnierika, ethnic art, huichol, Mexico
Received02.04.2020
Publication date03.04.2020
Number of characters24541
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Коренная народность Мексики уичоль на сегодняшний день является одной из самых многочисленных автохтонных групп Центральной Америки. В настоящее время большая часть уичолей проживает в штатах Халиско, Дуранго и Наярит, являя собой образец высокой приверженности традиционной культуре и успешной интеграции во все современные социально-политические и экономические процессы.
2 Американская исследовательница Мишель МакАрдл Стивенс в одной из своих работ указывает на то, что источники по истории освоения Мексики свидетельствуют о встречах испанцев и уичолей, которые происходили уже в начале XVII в. К 1650 г. уичоли поддерживали постоянные контакты с миссионерами, исказившими эндоэтноним «wixárika» (виррари- ка — самоназвание уичоль) при написании, поэтому на сегодняшний день сосуществуют два названия этой народности [1].
3 Первые этнографические описания культуры уичоль были сделаны только в конце XIX — начале XX вв. сначала норвежским этнографом Карлом Софусом Лумхольцем, а немного позднее немецким специалистом Конрадом Теодором Пройсом. Как отмечает российская исследовательница Ольга Соколова, К.Лумхольц «уделил особое внимание богатству символики культовых предметов В его трудах собраны обширные сведения относительно типологии и ритуального назначения культовой атрибутики»; К.Пройсом были предприняты попытки «решить вопрос происхождения их религии и прояснить некоторые детали древнемексиканских верований, существовавших до появления на континенте европейцев» [2, с. 90].
4 На протяжении XX в. к культуре уичоль обращались и продолжают обращаться специалисты из разных областей науки. Теоретическому осмыслению подвергаются система верований, структура обрядов, мифология и, конечно, декоративно-прикладное творчество, представленное текстилем, бисерными украшениями, фигурками и т.п. В контексте данной работы мы хотели бы обратиться к такой форме изобразительного творчества, как ниерики — картины из шерстяных ниток, наклеенных на обработанную воском деревянную поверхность. Технология изготовления, яркие цвета, особенность изображения персонажей и предметов, композиция, сюжеты, для понимания которых необходимо погружение в мифологию и обрядовую систему, — все это «визитные» карточки ниерик, сделавшие их популярными среди любителей этнического искусства.
5 О ниерике говорят не только как о художественном произведении, но и как о форме мистических индейских откровений: подобные утверждения содержатся в большом количестве популярных статей об этом жанре, а также в каталогах галерей, специализирующихся на продаже «экзотики».
6 Исконно ниерика являлась элементом обрядово-ритуальной практики. В пространстве сакрального дискурса она связана с идеей видения, способностью выводить на контакт с богами и духами, о чем указывалось в работе российской исследовательницы Екатерины Юдицкой: «Ньерика (у автора так. И.К.) — понятие многогранное. Во-первых, это способность видеть. Видеть истинную форму мира, которую раскрывают адептам боги во время определенных ритуалов, связанных с использованием психогенных веществ и аскетической практикой. Во-вторых — это трансцендентальное восприятие, позволяющее шаману диагностировать причину болезни и находить ее местоположение в теле больного, а также отправлять церемонии, необходимые для хорошего урожая. В-третьих, это и материальные объекты ловушки для оленей, различные объекты, используемые в оформлении алтарей, зеркала и даже некоторые пункты в траектории паломничества, места, где божества оставили свои следы и знаки. Ньерика — это также и те самые гобелены, посредством которых вичоли вступают в диалог с такими современными художниками как Кандинский, Миро, Харринг. В отличие же от авангардистов, обращающихся к этническим стилям для того, что восстановить архаичную эстетическую интуицию, вичоли сохраняют ту самую американскую древность без каких-либо мировоззренческих и идеологических противоречий» [3, с. 145-146]. К.Пройс в начале XX в. описал шаманские церемониальные и подношения-жертвы (например, такие можно увидеть на фотографиях из пещеры богини дождя Kiewimuka). Это — «щиты» от 20 до 40 см в диаметре: нитки переплетались с тростниковой основой, по кругу изображались ключевые образы мифологии (олень, орел, змея, галлюциногенный кактус — пейот и пр.) [4, с. 599]. Сакральное значение ниерик, их символика, технологии изготовления были представлены в работе «Ниерика — окно в мир предков» мексиканской исследовательницы Марианы Фресан Хименес. Автор обратилась к мифологии, обрядам уичолей и ритуальной роли ниерик (в первую очередь «жертвы» богам). Стоит отметить разнообразие материалов и форм, описанных в работе: изделия из камня, бамбука, дерево и картона, ниерики из переплетенных ниток (паутинки), а также «картины из ниток» [5]. Все они сохраняются на святых местах, по которым уичоли совершают паломничество. Наши наблюдения, сделанные во время экспедиции, позволяют говорить о том, что небольшие картины (размер около 10х10 см, 8х12 см) с изображением персонажей мифологии уичоль и в настоящее время изготавливаются в качестве таких подношений.

Number of purchasers: 1, views: 311

Readers community rating: votes 0

1. McArdle Stephens M. In the Lands of Fire and Sun: Resistance and Accommodation in the Huichol Sierre, 1723–1930. University of Nebraska Press, 2018, 177 p.

2. Sokolova O.V. Drevnie bozhestva indejtsev uichol'. K voprosu o bytovanii dokhristianskikh verovanij v sovremennoj Meksike. Latinskaya Amerika. M., 2012, № 8, sc. 89-100.

3. Yuditskaya E.A. Predstavlenie o n'eriki v mirovozzrenii plemeni vicholi (Meksika). XV Mezhdunarodnaya konferentsiya studentov, aspirantov, molodykh uchenykh «Lomonosov»: Sektsiya «Filosofiya, politika, religiovedenie». Materialy konferentsii. Moskva, 10 aprelya 2008 g., ss. 145-146.

4. Preuss K. Th. (1908) Ethnographische Ergebnisse einer Reise in die mexikanische Sierra Madre. Zeitschrift für Ethnologie. Heft 4. Berlin, S. 584-604.

5. Fresán Jiménez M. Nierika, una ventana al mundo de los antepasados, México, D.F.: CONACULTA-FONCA, 2002, 128 p.

6. Sokolova O.V. Obraz olenya v religioznykh predstavleniyakh indejtsev uichol' (po materialam kollektsij MAEh RAN). Radlovskie chteniya. Sankt-Peterburg, 2012, sc. 246-251.

7. Negrín F.J. Protagonistas del arte huichol. Artes de Mexíco. № 75, Arte huichol: PRIMERA EDICIÓN (2005), pp. 44-54.

8. Lumholtz C. The Huichol Indians of Mexico. Bulletin of the American Geographical Society. 1903, rp. 79-93.

9. Bogemskaya K.G. Ponyat' primitiv. Samodeyatel'noe, naivnoe i autsajderskoe iskusstvo v XX veke. SPb., Aletejya, 2001, 192 s.

10. Vaschenko A.V. Vozvraschenie na Itaku: ehtnokul'turnyj faktor v khudozhestvennom prostranstve vtoroj poloviny XX veka. M., FIYaR MGU, 2013, 150 s.

11. Konrad I.S. Nierika narodnosti uichol' kak primer ehtnicheskogo iskusstva (na materiale d. Potrero-da-la-Pal'mita, sh. Nayarit, Meksika). Fenomen tvorcheskoj lichnosti v kul'ture: Fatyuschenkovskie chteniya. Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. Moskva, 2017, ss. 66-70.

Система Orphus

Loading...
Up