Образ России в Латинской Америке в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г.

 
Код статьиS0044748X0008396-4-1
DOI10.31857/S0044748X0008396-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 3
Страницы99-107
Аннотация

В статье исследуется образ России, созданный для латиноамериканского зрителя региональными телеканалами во время проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. Работа представляет собой имагологическое исследование, сделанное на основе объемного материала (циклы развлекательно-информационных передач, посвященных мероприятию и стране-хозяйке) с применением аудиовизуального анализа, системного метода и структурно-функционального анализа. Рассматриваются тиражируемые стереотипы, в том числе аудиовизуальные, выделяются основные темы, вызвавшие интерес аудитории.

Ключевые словаимагология, образ России, Чемпионат Мира по футболу, стереотипы, Латинская Америка
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках гранта на выполнение научных работ молодыми исследователями МГИМО МИД России.
Получено04.03.2020
Дата публикации11.03.2020
Кол-во символов19275
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Проведение такого крупного спортивного события, как Чемпионат мира (ЧМ) по футболу, приковывает к стране-хозяйке внимание всего мира. Качество организации, подготовка и выступление национальной сборной, гостеприимство местных жителей, культура страны — практически любой аспект мероприятия становится имиджформирующей информацией. В XX в. наша страна становилась объектом столь пристального внимания во время проведения VI (1957 г.) и XII (1985 г.) Всемирных фестивалей молодежи и студентов, летних Олимпийских игр в Москве 1980 г., а в недавней истории — во время зимних Олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи. Отечественная историография по итогам проведения этих мероприятий на удивление невелика, как правило, представляет собой общий обзор или ретроспективу, зачастую политически ангажирована [1, 2, 3, 4, 5]. Если мировые СМИ изобиловали как хвалебными, так и критическими статьями по результатам ЧМ-2018, то научных исследований образа России, сложившегося на фоне этого первенства, до настоящего времени не выходило. Опосредованно этого вопроса касаются лишь в нескольких зарубежных аналитических работах, посвященных значению подобных событий, их взаимосвязи с национальной идентичностью, внутренней и внешней политикой [6, 7, 8, 9, 10].
2 Задача данной статьи — исследовать процесс формирования образа России во время проведения ЧМ-2018 на материале специализированных ТВ-программ стран Латинской Америки. Выбор региона объясняется культурной общностью латиноамериканских государств, а также рекордной статистикой телетрансляций по сравнению с другими регионами. Работа представляет собой имагологическое исследование, в ходе которого рассматривается объемный аудиовизуальный материал, соответствующий архиву приуроченных к ЧМ футбольных передач латиноамериканских стран — участниц кубка.
3

В рамках данного исследования были проанализированы Revista Mundialista [11] коста-риканского канала Teletica, Camino a Rusia популярного университетского канала Litus TV [12] (Аргентина), De la Mano del Diez [13] крупнейшего венесуэльского и латиноамериканского Telesur, а также La Jugada del Mundial [14] мексиканского Televisa. Изначально во внимание был принят и колумбийский цикл передач на канале Gol Caracol [18], однако в качестве источника по теме исследования он оказался неинформативен.

4 Учитывая характер материала, методология работы включает в себя аудиовизуальный анализ, системный метод и структурно-функциональный анализ. Переходя к анализу источника, необходимо отметить огромную популярность передач о России, связанную с тем, что их трансляция предваряла непосредственно футбольные матчи. По официальным данным Международной федерации футбола (Fédération Internationale de Football Association, FIFA), опубликованным в декабре 2018 г. после проведения исчерпывающего исследования компании Publicis Media Sports and Entertainment (PMSE), общее количество зрителей ЧМ-2018 составило рекордные 3,5 млрд человек, при этом аудитория каждого отдельного матча достигала в среднем 191 млн человек. В Южной Америке за кубком следили более 355 млн телезрителей. Интересно, что эта цифра на 30 млн превышает статистику ЧМ-2014, проводившегося в Бразилии. В целом в 2018 г. футбол смотрели 96,6% жителей Южной Америки [19, сс. 4, 9, 11, 12]. Привести точную статистику по зрителям центральноамериканского региона сложнее, так как в отчете он объединен с Карибским бассейном и Северной Америкой, однако и там цифры сопоставимы с южноамериканскими.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 456

Оценка читателей: голосов 0

1. Васькин А.А. «Ради дружбы, ради братства». Историк: журнал об актуальном прошлом. М., 2017, №№ 7, 8, cc. 118–123.

2. Егоров В.Е. XII Всемирный фестиваль глазами зарубежных участников и гостей. М., Изд-во агентства печати «Новости», 1986, 39 с.

3. Зеверт Д. Новые материалы к изучению подготовки и проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. Вестник архивиста: информационный бюллетень. М., 2018, № 2, апрель–июнь, cc. 550–563.

4. Мое сердце с тобой, фестиваль: воспоминания участников VI и XII Всемирных фестивалей молодежи и студентов (Москва, 1957, 1985). Чебоксары, Изд-во Чувашкого ун-та, 2017, 103 с.

5. Хорошева А.В. Песню дружбы запевает молодежь: Фестиваль молодежи и студентов 1957 г. в Москве. Живая история. М., 2016, № 3 (10), сс. 32–37.

6. Astruc C. Une victoire opportune. La Coupe du monde 1970 et l'image du Brésil à l'étranger. Dans Monde(s), 2019, N 1 (15), pp. 193–211.

7. Kesic J. National identities at the 2018 World Cup in Russia. Imagologica.eu, 2018, Available at: https://imagologica.eu/banalethnotyping (accessed 25.10.2019).

8. Müller M. How mega-events capture their hosts: event seizure and the World Cup 2018 in Russia. Urban Geography, 2017, vol. 38, N 8, pp. 1113–1132.

9. Warwick T. Apathy, hooliganism, and bleak provincial towns: Russia 2018 and England 1966. History Workshop Online. Available at: http://www.historyworkshop.org.uk/apathy-hooliganism-and-bleak-provincial-towns-russia-2018-and-england-1966/ (accessed 25.10.2019).

10. Wiśniewska, I., Rogoża, J.: The 2018 FIFA World Cup in Russia — circuses instead of bread? OSW Commentary, 2018, N 286, pp. 1–8.

11. Revista mundialista. Available at: https://www.teletica.com/deportes/futbol/mundial/revista-mundialista (accessed 25.10.2019).

12. Camino a Rusia. Available at: http://www.litustv.com.ar/?page_id=10025 (accessed 25.10.2019).

13. De la Mano del Diez. Available at: http://delamanodeldiezmaradona.telesurtv.net/ (accessed 25.10.2019).

14. La Jugada del Mundial. Available at: https://www.tudn.mx/en-vivo/programas-en-vivo/la-jugada (accessed 25.10.2019).

15. La Jugada del Mundial: De vuelta en Rusia. Available at: https://www.youtube.com/playlist?list=PLEw7maxCZrWm129NwzicyKEkRa6rAn8Wg (accessed 25.10.2019).

16. La Jugada del Mundial: El Diario Mundialista con Ana Caty. Available at: https://www.youtube.com/playlist?list=PLEw7maxCZrWlzRDrO-SJduxscQftsmyq0 (accessed 25.10.2019).

17. La Jugada del Mundial: Monserrat en Rusia. Available at: https://www.youtube.com/playlist?list=PLEw7maxCZrWkiLWPGNVLbftSraRZB4yVo (accessed 25.10.2019).

18. Copa Mundial FIFA, Rusia 2018. Available at: https://gol.caracoltv.com/copa-mundial-fifa-rusia-2018 (accessed 25.10.2019).

19. 2018 FIFA World Cup Russia: Global broadcast and audience summary. Available at: https://resources.fifa.com/image/upload/2018-fifa-world-cup-russia-global-broadcast-and-audience-executive-summary.pdf?cloudid=njqsntrvdvqv8ho1dag5 (accessed 25.10.2019).

20. White P., Tartaglione N. World Cup To Kick Off With TV Audience Of 3.4B Expected. 13.07.2018. Available at: https://deadline.com/2018/06/world-cup-to-kick-off-with-tv-audience-of-3-4b-expected-to-watch-deadlines-guide-to-the-soccer-tournament-1202407211/ (accessed 25.10.2019).

21. Televisa Deportes líder de audiencia en el partido México vs. Alemania. 18.06.2018. Available at: https://www.televisa.com/sala-de-prensa/corporativo/1036374/televisa-deportes-lider-audiencia-partido-mexico-vs-alemania-/ (accessed 25.10.2019).

22. Televisa Deportes, líder indiscutible del Mundial Rusia 2018. 16.07.2018. Available at: https://www.televisa.com/sala-de-prensa/corporativo/1036838/televisa-deportes-lider-indiscutible-del-mundial-rusia-2018/ (accessed 25.10.2019).

23. El programa de Maradona durante el Mundial 2018: días, horarios y cómo verlo por TV y online. 13.06.2018. Available at: https://www.goal.com/es/noticias/el-programa-de-maradona-durante-el-mundial-2018-dias/1x8nke2nqi8e21j4colhghv04r (accessed 25.10.2019).

24. Топ-10 стран иностранных туристов Чемпионата Мира 2018. Турстат, 19.04.2018.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх