Реакция немецкой публики на лекции Шеллинга: некоторые дополнения

 
Код статьиS004287440007858-8-1
DOI10.31857/S004287440007858-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Москва, Российская Федерация
Должность: Доцент
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №12
Страницы177-186
Аннотация

Послесловие к публикации статьи Тонни Огора Олесена «Шеллинг в прочтении Керкегора: историческое введение» (часть II). Основная задача послесловия – несколько дополнить статью Т.О. Олесена и в деталях рассказать о том, как немецкая философская публика восприняла и оценила первые берлинские лекции Шеллинга. В лекционном курсе 1841/42 г. Шеллинг стремился показать отличие «диалектики действительного» от «диалектики возможного», т.е. способа мышления, который предъявила философия Гегеля. В глазах немецкой философской публики этот шаг был скорее свидетельством шеллинговской неспособности понять диалектику Гегеля. Он был истолкован или как «предательство философии» (А. Руге) или как попытка вернуться к «темным временам» господства веры над разумом (К.Л. Михелет). Первыми свои критические суждения вынесли младо-гегельянцы, следом – старо-гегельянцы. В статье подробно обсуждается реакция А. Руге, Ф. Энгельса, Л. Фейербаха, с одной стороны, и Ф. Маргейнеке, К. Розенкранца и К.Л. Михелета, с другой. Однако и в оценке тех, кто не относил себя к числу сторонников Гегеля (как, например, Ф.К. Бидерман и Я. Буркхардт), новая, «положительная», философия представала попыткой отказа от дисциплинированного, логичного мышления. Поспешная в оценках, немецкая публика стремилась поскорей свершить суд Шеллингом. В силу этого, как свидетельствует дело Паулюса, никто не считал нужным заботиться о его интересах. В заключении говорится о некоторых русских слушателях первых берлинских лекций Шеллинга и приводятся их оценки.

Ключевые словаШеллинг, младогегельянство, старогегельянство, философия откровения
Получено10.12.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов30210
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Прежде чем перейти к основной теме нашего послесловия, сделаем небольшое терминологическое замечание. Мы переводим «die negative Philosophie» и «die positive Philosophie» как «отрицательная философия» и «положительная философия». Такое решение обусловлено тем, что «die positive Philosophie» для Шеллинга — это философия, способная показать существование предмета того понятия, содержание которого раскрывается в «die negative Philosophie», но если последняя отвлекается от вопросов о существовании предмета, о котором ведет речь, то первая, имея дело с «die Position», напрямую отвечает на вопрос о его бытии. Принимая точку зрения Манфреда Франка, утверждавшего, что Шеллинг следовал в своей терминологии за Кантом, а тот, в свою очередь, основывался на латинском словоупотреблении Баумгартена, мы предлагаем сохранить за термином «Position» смысл родового имени для (видового) термина «бытие» [Frank 2018, 197–198]. Поэтому, передавая «die Position» как «полагание» и, соответственно, «die positive Philosophie» – как «положительная философия», мы подчеркиваем ее главную цель – иметь дело с «положительным» своего предмета, то есть с его существованием.
2 Способы рассуждения, применяемые в отрицательной и положительной философии, для Шеллинга также различны. Прием, принятый в отрицательной философии, он характеризует как диалектику возможного. За исходный пункт такой диалектики берется понятие бесконечной потенции, в качестве ее задачи – раскрытие содержания этого понятия. От диалектики возможного Шеллинг отличает действительную диалектику. Исходный пункт действительной диалектики – не какое-либо понятие, а «чистое существование», или «das unvordenkliche Sein». Термин «das unvordenkliche Sein» мы вслед за П.В. Резвых переводим как «непредмыслимое бытие»: бытие, которому не предшествует какая-либо потенция и которое не может быть понято исходя из того, что ему предшествует. Иначе говоря – это бытие, недоступное в опыте и не мыслимое в понятиях. «Непредмыслимое бытие» высшей сущности – исходный пункт положительной философии; именно с него начинается «действительная диалектика реального мира»; см.: [Schelling 1993, 168]. Движущим мотивом «действительной диалектики» выступает то обстоятельство, что с «непредмыслимого бытия», лишенного какой-либо потенции, по определению не может ничего начаться. Оно словно застыло в своей неподвижности и именно потому и заставляет искать ответ на вопрос, почему помимо этого непредмыслимого бытия есть еще что-то другое.
3 А теперь обратимся к основной теме. Сообщение о том, что в зимний семестр 1841–1842 гг. Шеллинг прочитает курс лекций в Берлине, гегельянцы встретили довольно враждебно. Арнольд Руге в письме к Фейербаху от 11 февраля 1841 г. предлагал встретить философа «бомбами и картечью». В написанном тогда же письме к Морицу Каррьеру Руге советовал «посещать его лекции только для того, чтобы вывести на свет критики скрытую мудрость и документально доказать то, что весь мир и так уже знал: он [Шеллинг – Д.М., Д.Л.] не знает ничего нового» [Hundt (Hg.) 2010, 675].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1225

Оценка читателей: голосов 0

1. Frank, Manfred (2018) ДReduplikative IdentitatУ. Der Schlussel zu Schellings reifer Philosophie, Frommann-holzboog, Stuttgart, Bad Cannstatt.

2. Scheidler, Karl Hermann (1844) УBeitrag zur Berichtigung der Urtheile uber den Paulus-Schellingschen ProcessФ, Minerva, Vol. 1 (1844), pp. 144-186, 276-331.

3. Schmidt, Alexis (1844) УSchellingТs neueste WintervorlesungФ, Jahrbucher der Gegenwart (1844), pp. 87-109.

4. Wheeler, Charles Stearns (1843) УLiterary IntelligenceФ, the Dial, Vol. III (1843), pp. 387-397.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх