Uruguay — USA: evolution of bilateral relations under the governments of the Broad Front

 
PIIS0044748X0006156-0-1
DOI10.31857/S0044748X0006156-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Researcher
Affiliation: Saint-Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameLatin America
EditionIssue 9
Pages76-89
Abstract

In October 2019 the next general parliamentary and presidential elections will be held in Uruguay. The completion of the electoral cycle involves the analysis of the achievements and failures of the country in interior and foreign policy. This article discusses the evolution of bilateral relations between Montevideo and Washington during the period of Broad Front governments in Uruguay. On the basis of party documents, statements by state leaders, media materials and expert assessments article shows the formation of the agenda of the Uruguay-American dialogue, changes in the institutions and mechanisms of bilateral political and economic relations. The article shows that Uruguayan-American relations have significant development prospects, which are associated both with trends in the dynamics of integration processes in the region, and with changes in the nature of Washington’s Latin American policies under the presidency of D. Trump. Based on an analysis of the foreign political programs of political parties in Uruguay, the author concludes that the results of the general elections in Uruguay in October 2019 will be a key factor in the development of bilateral relations: if the right forces succeed, Montevideo can be reoriented to Washington and ultra-left forces bilateral projects can be frozen.

KeywordsUruguay, Broad Front, USA, foreign policy
Received27.08.2019
Publication date28.08.2019
Number of characters37173
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В последние годы понятие «нового мирового порядка» прочно вошло в дискурс политических исследований. Каждый из новых и старых акторов международных отношений формулирует собственное определение этого порядка, понимая под ним зачастую прямо противоположные вещи. Так, американский политик Генри Киссинджер полагал, что «новый мировой порядок» неизбежно связан с дихотомией реализации глобалистской повестки и следующей за ней политической антиглобалистской реакцией [1]. С другой стороны, президент России Владимир Владимирович Путин, говоря о формировании нового мирового порядка, неоднократно подчеркивал, что он должен складываться на основе уважения государственного суверенитета, учета интересов всех стран, сохранения политического и экономического разнообразия [2]. В работах современных ученых-политологов «новый мировой порядок» рассматривается в контексте складывания новых центров силы и окончания эры доминирования Запада [3].
2 Для Латинской Америки проблема формирования нового мирового порядка также представляется крайне актуальной, особенно в контексте формирования латиноамериканского вектора международных отношений в многополярном мире [4, сс.18-35]. Кризис левых режимов [5, сс.177-180] и правый поворот в регионе [6, сс. 45-55], кризисные явления в крупнейших интеграционных экономических [7, с. 118] и политических проектах [8, сс. 89-92] приход к власти в США Дональда Трампа [9] заставляют страны континента искать новые механизмы преодоления внутренних проблем, меняя внешнеполитические программы и актуализируя их под национальные экономические и политические приоритеты и интересы.
3 С приходом к власти в ведущих странах Южной Америки правых правительств (в частности, с избранием президентом Бразилии Жаира Болсонару [10]) начался пересмотр места США в концепциях внешней политики государств региона. С другой стороны, в последние годы трансформировалась и роль Латинской Америки во внешней политике Вашингтона [11, сс. 156-160], стремящегося вернуть свои позиции в регионе.
4 На начало 2019 г. Уругвай является одной из редких стран континента, где у власти остаются левые силы, имеющие серьезные шансы сохранить власть в новом политическом цикле. Одновременно с этим в правительстве, как и в правящей коалиции Широкий фронт (Frente Amplio, FA), продолжаются дискуссии об основных направлениях внешней политики, которые проходят под влиянием двух очевидных факторов. Первый фактор — необходимость расширения спектра внерегиональных партнеров страны для обеспечения ресурсной базы экономического роста. Второй — необходимость реализации региональной повестки, в рамках которой Уругвай продолжает позиционировать себя как одного из лидеров и бенефициаров процессов латиноамериканской интеграции.
5 В литературе практически отсутствует анализ развития отношений Монтевидео и Вашингтона в 1990-е годы [12, сс.10-16]. Говоря о политическом и экономическом развитии страны после 1985 г., американский исследователь Чарльз Джилеспи предполагал, что победа на президентских выборах представителя Партии Колорадо (Partido Colorado, PC) Хулио Марии Сангинетти и формирование им гражданского правительства послужат толчком к активизации диалога Уругвая и США [13, с.103]. Однако этого не произошло. Несмотря на то, что после восстановления демократии в 1985 г. правительства Уругвая формировались правыми силами, в отношениях между Вашингтоном и Монтевидео не наблюдалось явной динамики, совместные проекты не формировались. С точки зрения некоторых исследователей это связано с тем, что США не видели необходимости в развитии отношений с Уругваем, воспринимая Южную Америку во многом через призму региональных интеграционных процессов и связанных с ними собственных экономических интересов [14, сс. 306-308]. С другой стороны, 1990-е годы стали временем демократического транзита для многих латиноамериканских государств, а значит, также временем формирования новой системы региональных отношений, коалиций, выработки новых таможенных правил, что снижало для правительств стран региона, в том числе Уругвая, актуальность выстраивания двусторонних отношений с внерегиональными партнерами [15, с. 258].

Number of purchasers: 2, views: 667

Readers community rating: votes 0

1. Kissindzher G. Mirovoj poryadok. M., AST, 2015, 512 s.

2. Putin V.V. Rech' na zasedanii Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba Valdaj, 19 oktyabrya 2017 g. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/55882 (accessed: 10.02.2019).

3. Stuenkel O. O mundo pós-ocidental: Potências emergentes e a nova ordem global. Zahar, 2018.

4. Ot bipolyarnogo k mnogopolyarnomu miru: latinoamerikanskij vektor mezhdunarodnykh otnoshenij v XXI v. / otv. red. V. L. Khejfets. M., Rosspehn, 2018, 494 s.

5. Vorotnikova T.A., Kodzoev M.A.-M., Razumovskij D.V., Rozental' D.M. Krizis levykh rezhimov v Latinskoj Amerike: vnutrennie imperativy i vneshnyaya proektsiya. PolitBook, 2017, № 4, cc. 179-194.

6. Khejfets V.L., Khejfets L.S. Latinskaya Amerika: pravyj shtorm dlya «levogo povorota». Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, t. 15, № 4, ss. 45-55.

7. Oelsner A. The Institutional Identity of Regional Organizations, Or Mercosur's Identity Cri-sis. International Studies Quarterly, 2017, 57(1), pp. 115-127.

8. Khejfets V.L., Khadorich L.V. Soyuz yuzhnoamerikanskikh natsij: tumannye perspektivy. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, t. 63, № 2, ss. 85-93.

9. Yakovlev P.P. Ehffekt Trampa ili konets globalizatsii? M., Rusajns, 2017, 144 s.

10. Stuenkel O. Brazil’s Anti-Globalist Foreign Minister Won’t Get Everything He Wants, Americas Quarterly, 19.11.2018. Available at: https://www.americasquarterly.org/content/brazils-anti-globalist-foreign-minister-wont-get-everything-he-wants (accessed 10.02.2019).

11. Khejfets V.L., Khejfets L.S. Latinoamerikanskaya strategiya SShA na sovremennom ehta-pe. Aktual'nye problemy ehkonomiki i upravleniya. 2014, № 4 (4), cc. 150-160.

12. Porzecanski R. No voy en tren. Uruguay y las perspectivas de un TLC con Estados Unidos, Montevideo: Debate, 2010.

13. Gillespie C.G. Uruguay's Return to Democracy. Bulletin of Latin American Research, 1985, Vol. 4, No. 2, pp. 99-107.

14. Durval de Noronha Goyos Jr. Prospects for integration in the Americas: MERCOSUL, NAFTA and the FTAA. The Comparative and International Law Journal of Southern Africa, 1998, Vol. 31, No. 3, pp. 307-314.

15. Dávila-Villers D. R. Competition and Cooperation in the River Plate: The Democratic Tran-sition and Mercosur. Bulletin of Latin American Research, 1992, Vol. 11, No. 3, pp. 261-277.

16. U.S. Relations With Uruguay — U.S. Department of State. Available at: https://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/2091.htm (accessed: 10.02.2019).

17. Protsenko A.E., D'yakova L.V. Pravlenie Tabare Vaskesa v Urugvae (2005-2009). La-tinskaya Amerika. 2010, № 9, sc. 20-35.

18. Encuentro de los Presidentes de Uruguay y Estados Unidos, 10 de marzo 2007. Available at: http://archivo.presidencia.gub.uy/_web/noticias/2007/03/100307/default.htm (accessed: 10.02.2019).

19. D. Astori: Visita de Bush fortalecerá relaciones comerciales entre Uruguay y Estados Unidos, marzo 2007. Available at: http://archivo.presidencia.gub.uy/_web/noticias/ 2007/03/100307/nota/0004.htm (accessed: 10.02.2019).

20. Porzecanski R. ¿Por qué Uruguay no firmó un TLC con Estados Unidos? Letras Internacionales, 2010, no 95-4. (En linea). Available at: https://revistas.ort.edu.uy/letras-internacionales/article/view/1518 (accessed: 10.02.2019).

21. Andreev A.S. Urugvaj v sovremennykh mezhdunarodnykh otnosheniyakh. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, t. 15, № 4, sc. 85-91.

22. Khejfets V.L., Khadorich L.V. Krizis v Venesuehle i regional'naya integratsiya. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2017, №5, cc. 79-87.

23. Anis'kevich N.S. Latinskaya Amerika mezhdu Merkosur i Tikhookeanskim al'yansom: politicheskie riski i regional'naya stabil'nost', Klio, 2017, № 9 (129), cc. 136-145.

24. TLC: Uruguay no firmo el tratado propuesto porque no era conveniente para el pais, La Red 21, 03.04.2009. Available at: http://www.lr21.com.uy/contratapa/358701-tlc-uruguay-no-firmo-el-tratado-propuesto-porque-no-era-conveniente-para-el-pais (accessed: 10.02.2019).

25. Clérico L.F., Luzuriaga W.F. y Hernández Nilson D. La estrategia de inserción internacional de uruguay en el gobierno del Frente Amplio. Revista Uruguaya de Ciencia Politica, 2006, vol 15, no 1, pp. 129-150.

26. Uruguay: Mercosur o TLC con Estados Unidos, Bilaterals, 15.05.2006. Available at: https://www.bilaterals.org/?uruguay-mercosur-o-tlc-con-estados&lang=es (accessed: 10.02.2019).

27. Argentina dispuesta a TLC Mercosur-EEUU, Bilaterals, 10.01.2011. Available at: https://www.bilaterals.org/?argentina-dispuesta-a-tlc-mercosur&lang=fr (accessed: 10.02.2019).

28. S. Lopez Burian. Political parties, ideology and foreign policy in Uruguay (2010-2014). Colombia Internacional. 2015., No 83, pp. 135-169.

29. Uruguay descarta firmar TLC fuera del Mercosur, Sistema Económico Latinoamericano y del Caribe, 16.04.2012. Available at: http://www.sela.org/es/prensa/servicio-informativo/2012/04/20120416/uruguay-descarta-firmar-tlc-fuera-del-mercosur/ (accessed: 10.02.2019).

30. Programa del Gobierno del Frente Amplio, 2010-2015, aprobado 13-14 diciembre 2008. Available at: https://frenteamplio.uy/documento/item/135-programa-2010-2015 (accessed: 11.02.2019).

31. Mujica: “No es que Venezuela entre al MERCOSUR, es el MERCOSUR que entra en Venezuela”, Presidencia del República Oriental del Uruguay, 26.07.2012. Available at: http://presidencia.gub.uy/comunicacion/comunicacionnoticias/mujica-ingreso-venezuela-mercosur (accessed: 10.02.2019).

32. Bordaberry sugiere TLC con EEUU a presidente Mujica, Creando Futuro, 20.04.2014. Available at: http://creandofuturo.uy/bordaberry-sugiere-tlc-con-eeuu-a-presidente-mujica/ (accessed: 10.02.2019).

33. Mujica se refirió a un posible TLC con EEUU, Telenoche, 21.04.2014. Available at: http://www.telenoche.com.uy/politica/mujica-se-refirio-un-posible-tlc-con-eeuu.html (accessed: 10.02.2019).

34. Viaje de Mujica a Estados Unidos, Montevideo Portal, 20.04.2014. Available at: https://www.montevideo.com.uy/Noticias/Viaje-de-Mujica-a-Estados-Unidos-uc232088 (accessed: 10.02.2019).

35. Gerardo Caetano, Camilo López y Carlos Luján. La política exterior uruguaya entre Vázquez y Vázquez (2010–2015)”. // José Busquets y Nicolás Bentancur (coords.). El decenio progresista. Las políticas públicas de Vázquez a Mujica. Fin de siglo. Montevideo, 2016, rr. 279-300.

36. Uruguay “abierto” a firmar TLC con EEUU, La Republica, 17.03.2016. Available at: https://www.republica.com.uy/uruguay-abierto-a-firmar-tlc-con-eeuu/ (accessed: 10.02.2019).

37. Anis'kevich N.S, Andreev A.S. Chilijsko-urugvajskoe strategicheskoe partnerstvo v kontekste regional'nykh otnoshenij. Latinskaya Amerika, 2018, № 9, s. 34-43.

38. U.S.-Uruguay Trade Facts, Office of the United States Trade Representative. Available at: https://ustr.gov/countries-regions/americas/uruguay (accessed: 12.02.2019).

39. Bases programaticas del Tercer Gobierno del Frente Amplio. Available at: http://www.corteelectoral.gub.uy/ProgGob_2015_2020/Programa_nacional_FA_2015_2020.pdf (accessed 01.06.2018).

40. Almagro desconoce la Constituyente y acusa a Maduro de una "masacre". El Pais, 31.07.2017. Available at: https://www.elpais.com.uy/mundo/almagro-desconoce-constituyente-acusa-maduro-masacre.html (accessed 01.02.2019).

41. La posición de Uruguay es la búsqueda del diálogo para resolver la situación política de Venezuela, Presidencia del República Oriental del Uruguay, 20.07.2017. Available at: http://presidencia.gub.uy/comunicacion/comunicacionnoticias/vazquez-medoza-mercosur-vene-zuela (accessed: 10.02.2019).

42. Mujica critica a Almagro, tachándole de un ‘peligro continental’, Hispan TV, 01.05.2017. Available at: https://www.hispantv.com/noticias/venezuela/340221/mujica-almagro-oea-oposicion-venezolana-marchas (accessed: 20.02.2019).

43. Vazquez: Uruguay no apoyará un eventual planteo de reelección de Luis Almagro a la Secretaría General de la OEA, Presidencia del República Oriental del Uruguay, 20.09.2018. Availa-ble at: https://presidencia.gub.uy/comunicacion/comunicacionnoticias/vazquez-almagro-prensa (accessed: 10.02.2019).

44. “Rusia tiene posibilidad de invertir en Uruguay y llegar con más fuerza a toda América Latina”, 16.02.2017. Available at: https://www.presidencia.gub.uy/comunicacion/comu-nicacionnoticias/vazquez-entrevista-cadena-rusa-rt (accessed: 11.02.2019).

45. Trump pide a Vázquez promover la democracia, Busqueda, № 1988, 27.09.2018—03.10.2018. Available at: https://www.busqueda.com.uy/nota/trump-pide-vazquez-promover-la-democracia (accessed: 14.02.2019).

46. Khejfets L.S., Andreev A.S. Urugvaj v Sovete bezopasnosti OON: problemy i rezul'taty raboty v mezhdunarodnom i regional'nom kontekste (2016-2017). Aktual'nye problemy ehkonomiki i upravleniya. 2017, N 4 (16), sc. 140-146.

47. Rosselli E. A falta de "musculo", Uruguay hara valer su "autoridad moral e intelectual" en el Consejo de Seguridad de las Naciones Unidas. -Busqueda, № 1838, 22-28 octubre 2015. Available at: http://www.busqueda.com.uy/nota/falta-de-musculo-uruguay-hara-valer-su-autoridad-moral-eintelectual-en-el-consejo-de-seguridad (accessed: 10.02.2019).

48. Gobierno manifestó honda preocupación por actos contra presidente de Asamblea Nacional de Venezuela, Presidencia de la Republica Oriental del Uruguay, 14.01.2019. Available at: https://www.presidencia.gub.uy/comunicacion/comunicacionnoticias/comunicado-ministerio-relaciones-exteriores-uruguay-situacion-venezuela-enero-2019 (accessed 17.02.2019).

49. Vázquez: Los problemas de la democracia se resuelven con más democracia, diálogo y paz. Presidencia de la Republica Oriental del Uruguay, 07.02.2019. Available at: https://www.presidencia.gub.uy/comunicacion/comunicacionnoticias/venezuela-uruguay-conferen-cia (accessed 11.02.2019).

50. Uruguay to receive new group of Syrian refugees, Daily News, 21.07.2015. Available at: http://www.hurriyetdailynews.com/uruguay-to-receive-new-group-of-syrian-refugees--85701 (accessed: 10.02.2019).

51. Qué propone el plan antidrogas de Trump que Uruguay no firmó?. El Observador, 25.09.2018. Available at: https://www.elobservador.com.uy/nota/-que-plantea-el-plan-de-trump-contra-las-drogas-que-uruguay-no-firmo--2018925154331 (accessed: 10.02.2019).

52. Propuesta Bases programaticas 2020/2025, Frente Amplio. Available at: https://frenteamplio.uy/noticias/download/210/611/17 (accessed: 10.02.2019).

Система Orphus

Loading...
Up