Уругвай — США: эволюция двусторонних отношений при правительствах Широкого фронта

 
Код статьиS0044748X0006156-0-1
DOI10.31857/S0044748X0006156-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный cотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 9
Страницы76-89
Аннотация

В октябре 2019 г. в Уругвае состоятся очередные всеобщие парламентские и президентские выборы. Завершение электорального цикла предполагает анализ достижений и неудач страны во внутренней и внешней политике. В настоящей статье рассматривается эволюция двусторонних отношений Монтевидео и Вашингтона в период нахождения у власти в Уругвае правительств, сформированных левой коалицией Широкий фронт (Frente Amplio, FA). На основе партийных документов, заявлений руководителей государств, материалов СМИ и экспертных оценок показаны формирование повестки уругвайско-американского диалога, изменения институтов и механизмов двусторонних политических и экономических отношений. В статье отмечается, что уругвайско-американские отношения имеют значительные перспективы развития, которые связаны как с трендами динамики интеграционных процессов в регионе, так и с изменениями характера латиноаме-риканской политики Вашингтона при президентстве Дональда Трампа. На основе анализа внешнеполитических программ политических партий Уругвая автор приходит к выводу, что итоги всеобщих выборов в Уругвае в октябре 2019 г. станут ключевым фактором развития двусторонних отношений: в случае успеха правых сил возможна переориентация Монтевидео на Вашингтон и, наоборот, в случае успеха левых и ультралевых сил двусторонние проекты могут быть заморожены.

Ключевые словаУругвай, США, Широкий фронт, внешняя политика
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках реализации проекта РФФИ «Место Латинской Америки в новом миропорядке: перспективы и вызовы» (№ 19-014-00042).
Получено27.08.2019
Дата публикации28.08.2019
Кол-во символов37173
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В последние годы понятие «нового мирового порядка» прочно вошло в дискурс политических исследований. Каждый из новых и старых акторов международных отношений формулирует собственное определение этого порядка, понимая под ним зачастую прямо противоположные вещи. Так, американский политик Генри Киссинджер полагал, что «новый мировой порядок» неизбежно связан с дихотомией реализации глобалистской повестки и следующей за ней политической антиглобалистской реакцией [1]. С другой стороны, президент России Владимир Владимирович Путин, говоря о формировании нового мирового порядка, неоднократно подчеркивал, что он должен складываться на основе уважения государственного суверенитета, учета интересов всех стран, сохранения политического и экономического разнообразия [2]. В работах современных ученых-политологов «новый мировой порядок» рассматривается в контексте складывания новых центров силы и окончания эры доминирования Запада [3].
2 Для Латинской Америки проблема формирования нового мирового порядка также представляется крайне актуальной, особенно в контексте формирования латиноамериканского вектора международных отношений в многополярном мире [4, сс.18-35]. Кризис левых режимов [5, сс.177-180] и правый поворот в регионе [6, сс. 45-55], кризисные явления в крупнейших интеграционных экономических [7, с. 118] и политических проектах [8, сс. 89-92] приход к власти в США Дональда Трампа [9] заставляют страны континента искать новые механизмы преодоления внутренних проблем, меняя внешнеполитические программы и актуализируя их под национальные экономические и политические приоритеты и интересы.
3 С приходом к власти в ведущих странах Южной Америки правых правительств (в частности, с избранием президентом Бразилии Жаира Болсонару [10]) начался пересмотр места США в концепциях внешней политики государств региона. С другой стороны, в последние годы трансформировалась и роль Латинской Америки во внешней политике Вашингтона [11, сс. 156-160], стремящегося вернуть свои позиции в регионе.
4 На начало 2019 г. Уругвай является одной из редких стран континента, где у власти остаются левые силы, имеющие серьезные шансы сохранить власть в новом политическом цикле. Одновременно с этим в правительстве, как и в правящей коалиции Широкий фронт (Frente Amplio, FA), продолжаются дискуссии об основных направлениях внешней политики, которые проходят под влиянием двух очевидных факторов. Первый фактор — необходимость расширения спектра внерегиональных партнеров страны для обеспечения ресурсной базы экономического роста. Второй — необходимость реализации региональной повестки, в рамках которой Уругвай продолжает позиционировать себя как одного из лидеров и бенефициаров процессов латиноамериканской интеграции.
5 В литературе практически отсутствует анализ развития отношений Монтевидео и Вашингтона в 1990-е годы [12, сс.10-16]. Говоря о политическом и экономическом развитии страны после 1985 г., американский исследователь Чарльз Джилеспи предполагал, что победа на президентских выборах представителя Партии Колорадо (Partido Colorado, PC) Хулио Марии Сангинетти и формирование им гражданского правительства послужат толчком к активизации диалога Уругвая и США [13, с.103]. Однако этого не произошло. Несмотря на то, что после восстановления демократии в 1985 г. правительства Уругвая формировались правыми силами, в отношениях между Вашингтоном и Монтевидео не наблюдалось явной динамики, совместные проекты не формировались. С точки зрения некоторых исследователей это связано с тем, что США не видели необходимости в развитии отношений с Уругваем, воспринимая Южную Америку во многом через призму региональных интеграционных процессов и связанных с ними собственных экономических интересов [14, сс. 306-308]. С другой стороны, 1990-е годы стали временем демократического транзита для многих латиноамериканских государств, а значит, также временем формирования новой системы региональных отношений, коалиций, выработки новых таможенных правил, что снижало для правительств стран региона, в том числе Уругвая, актуальность выстраивания двусторонних отношений с внерегиональными партнерами [15, с. 258].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 636

Оценка читателей: голосов 0

1. Киссинджер Г. Мировой порядок. М., АСТ, 2015, 512 с.

2. Путин В.В. Речь на заседании Международного дискуссионного клуба Валдай, 19 октября 2017 г. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/55882 (accessed: 10.02.2019).

3. Stuenkel O. O mundo pós-ocidental: Potências emergentes e a nova ordem global. Zahar, 2018.

4. От биполярного к многополярному миру: латиноамериканский вектор международных отношений в XXI в. / отв. ред. В. Л. Хейфец. М., Росспэн, 2018, 494 с.

5. Воротникова Т.А., Кодзоев М.А.-М., Разумовский Д.В., Розенталь Д.М. Кризис левых режимов в Латинской Америке: внутренние императивы и внешняя проекция. PolitBook, 2017, № 4, cc. 179-194.

6. Хейфец В.Л., Хейфец Л.С. Латинская Америка: правый шторм для «левого поворота». Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2015, т. 15, № 4, сс. 45-55.

7. Oelsner A. The Institutional Identity of Regional Organizations, Or Mercosur's Identity Cri-sis. International Studies Quarterly, 2017, 57(1), pp. 115-127.

8. Хейфец В.Л., Хадорич Л.В. Союз южноамериканских наций: туманные перспективы. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 2, сс. 85-93.

9. Яковлев П.П. Эффект Трампа или конец глобализации? М., Русайнс, 2017, 144 с.

10. Stuenkel O. Brazil’s Anti-Globalist Foreign Minister Won’t Get Everything He Wants, Americas Quarterly, 19.11.2018. Available at: https://www.americasquarterly.org/content/brazils-anti-globalist-foreign-minister-wont-get-everything-he-wants (accessed 10.02.2019).

11. Хейфец В.Л., Хейфец Л.С. Латиноамериканская стратегия США на современном эта-пе. Актуальные проблемы экономики и управления. 2014, № 4 (4), cc. 150-160.

12. Porzecanski R. No voy en tren. Uruguay y las perspectivas de un TLC con Estados Unidos, Montevideo: Debate, 2010.

13. Gillespie C.G. Uruguay's Return to Democracy. Bulletin of Latin American Research, 1985, Vol. 4, No. 2, pp. 99-107.

14. Durval de Noronha Goyos Jr. Prospects for integration in the Americas: MERCOSUL, NAFTA and the FTAA. The Comparative and International Law Journal of Southern Africa, 1998, Vol. 31, No. 3, pp. 307-314.

15. Dávila-Villers D. R. Competition and Cooperation in the River Plate: The Democratic Tran-sition and Mercosur. Bulletin of Latin American Research, 1992, Vol. 11, No. 3, pp. 261-277.

16. U.S. Relations With Uruguay — U.S. Department of State. Available at: https://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/2091.htm (accessed: 10.02.2019).

17. Проценко А.Е., Дьякова Л.В. Правление Табаре Васкеса в Уругвае (2005-2009). Ла-тинская Америка. 2010, № 9, сc. 20-35.

18. Encuentro de los Presidentes de Uruguay y Estados Unidos, 10 de marzo 2007. Available at: http://archivo.presidencia.gub.uy/_web/noticias/2007/03/100307/default.htm (accessed: 10.02.2019).

19. D. Astori: Visita de Bush fortalecerá relaciones comerciales entre Uruguay y Estados Unidos, marzo 2007. Available at: http://archivo.presidencia.gub.uy/_web/noticias/ 2007/03/100307/nota/0004.htm (accessed: 10.02.2019).

20. Porzecanski R. ¿Por qué Uruguay no firmó un TLC con Estados Unidos? Letras Internacionales, 2010, no 95-4. (En linea). Available at: https://revistas.ort.edu.uy/letras-internacionales/article/view/1518 (accessed: 10.02.2019).

21. Андреев А.С. Уругвай в современных международных отношениях. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2015, т. 15, № 4, сc. 85-91.

22. Хейфец В.Л., Хадорич Л.В. Кризис в Венесуэле и региональная интеграция. Мировая экономика и международные отношения, 2017, №5, cc. 79-87.

23. Аниськевич Н.С. Латинская Америка между Меркосур и Тихоокеанским альянсом: политические риски и региональная стабильность, Клио, 2017, № 9 (129), cc. 136-145.

24. TLC: Uruguay no firmo el tratado propuesto porque no era conveniente para el pais, La Red 21, 03.04.2009. Available at: http://www.lr21.com.uy/contratapa/358701-tlc-uruguay-no-firmo-el-tratado-propuesto-porque-no-era-conveniente-para-el-pais (accessed: 10.02.2019).

25. Clérico L.F., Luzuriaga W.F. y Hernández Nilson D. La estrategia de inserción internacional de uruguay en el gobierno del Frente Amplio. Revista Uruguaya de Ciencia Politica, 2006, vol 15, no 1, pp. 129-150.

26. Uruguay: Mercosur o TLC con Estados Unidos, Bilaterals, 15.05.2006. Available at: https://www.bilaterals.org/?uruguay-mercosur-o-tlc-con-estados&lang=es (accessed: 10.02.2019).

27. Argentina dispuesta a TLC Mercosur-EEUU, Bilaterals, 10.01.2011. Available at: https://www.bilaterals.org/?argentina-dispuesta-a-tlc-mercosur&lang=fr (accessed: 10.02.2019).

28. С. Lopez Burian. Political parties, ideology and foreign policy in Uruguay (2010-2014). Colombia Internacional. 2015., No 83, pp. 135-169.

29. Uruguay descarta firmar TLC fuera del Mercosur, Sistema Económico Latinoamericano y del Caribe, 16.04.2012. Available at: http://www.sela.org/es/prensa/servicio-informativo/2012/04/20120416/uruguay-descarta-firmar-tlc-fuera-del-mercosur/ (accessed: 10.02.2019).

30. Programa del Gobierno del Frente Amplio, 2010-2015, aprobado 13-14 diciembre 2008. Available at: https://frenteamplio.uy/documento/item/135-programa-2010-2015 (accessed: 11.02.2019).

31. Mujica: “No es que Venezuela entre al MERCOSUR, es el MERCOSUR que entra en Venezuela”, Presidencia del República Oriental del Uruguay, 26.07.2012. Available at: http://presidencia.gub.uy/comunicacion/comunicacionnoticias/mujica-ingreso-venezuela-mercosur (accessed: 10.02.2019).

32. Bordaberry sugiere TLC con EEUU a presidente Mujica, Creando Futuro, 20.04.2014. Available at: http://creandofuturo.uy/bordaberry-sugiere-tlc-con-eeuu-a-presidente-mujica/ (accessed: 10.02.2019).

33. Mujica se refirió a un posible TLC con EEUU, Telenoche, 21.04.2014. Available at: http://www.telenoche.com.uy/politica/mujica-se-refirio-un-posible-tlc-con-eeuu.html (accessed: 10.02.2019).

34. Viaje de Mujica a Estados Unidos, Montevideo Portal, 20.04.2014. Available at: https://www.montevideo.com.uy/Noticias/Viaje-de-Mujica-a-Estados-Unidos-uc232088 (accessed: 10.02.2019).

35. Gerardo Caetano, Camilo López y Carlos Luján. La política exterior uruguaya entre Vázquez y Vázquez (2010–2015)”. // José Busquets y Nicolás Bentancur (coords.). El decenio progresista. Las políticas públicas de Vázquez a Mujica. Fin de siglo. Montevideo, 2016, рр. 279-300.

36. Uruguay “abierto” a firmar TLC con EEUU, La Republica, 17.03.2016. Available at: https://www.republica.com.uy/uruguay-abierto-a-firmar-tlc-con-eeuu/ (accessed: 10.02.2019).

37. Аниськевич Н.С, Андреев А.С. Чилийско-уругвайское стратегическое партнерство в контексте региональных отношений. Латинская Америка, 2018, № 9, с. 34-43.

38. U.S.-Uruguay Trade Facts, Office of the United States Trade Representative. Available at: https://ustr.gov/countries-regions/americas/uruguay (accessed: 12.02.2019).

39. Bases programaticas del Tercer Gobierno del Frente Amplio. Available at: http://www.corteelectoral.gub.uy/ProgGob_2015_2020/Programa_nacional_FA_2015_2020.pdf (accessed 01.06.2018).

40. Almagro desconoce la Constituyente y acusa a Maduro de una "masacre". El Pais, 31.07.2017. Available at: https://www.elpais.com.uy/mundo/almagro-desconoce-constituyente-acusa-maduro-masacre.html (accessed 01.02.2019).

41. La posición de Uruguay es la búsqueda del diálogo para resolver la situación política de Venezuela, Presidencia del República Oriental del Uruguay, 20.07.2017. Available at: http://presidencia.gub.uy/comunicacion/comunicacionnoticias/vazquez-medoza-mercosur-vene-zuela (accessed: 10.02.2019).

42. Mujica critica a Almagro, tachándole de un ‘peligro continental’, Hispan TV, 01.05.2017. Available at: https://www.hispantv.com/noticias/venezuela/340221/mujica-almagro-oea-oposicion-venezolana-marchas (accessed: 20.02.2019).

43. Vazquez: Uruguay no apoyará un eventual planteo de reelección de Luis Almagro a la Secretaría General de la OEA, Presidencia del República Oriental del Uruguay, 20.09.2018. Availa-ble at: https://presidencia.gub.uy/comunicacion/comunicacionnoticias/vazquez-almagro-prensa (accessed: 10.02.2019).

44. “Rusia tiene posibilidad de invertir en Uruguay y llegar con más fuerza a toda América Latina”, 16.02.2017. Available at: https://www.presidencia.gub.uy/comunicacion/comu-nicacionnoticias/vazquez-entrevista-cadena-rusa-rt (accessed: 11.02.2019).

45. Trump pide a Vázquez promover la democracia, Busqueda, № 1988, 27.09.2018—03.10.2018. Available at: https://www.busqueda.com.uy/nota/trump-pide-vazquez-promover-la-democracia (accessed: 14.02.2019).

46. Хейфец Л.С., Андреев А.С. Уругвай в Совете безопасности ООН: проблемы и результаты работы в международном и региональном контексте (2016-2017). Актуальные проблемы экономики и управления. 2017, N 4 (16), сc. 140-146.

47. Rosselli E. A falta de "musculo", Uruguay hara valer su "autoridad moral e intelectual" en el Consejo de Seguridad de las Naciones Unidas. -Busqueda, № 1838, 22-28 octubre 2015. Available at: http://www.busqueda.com.uy/nota/falta-de-musculo-uruguay-hara-valer-su-autoridad-moral-eintelectual-en-el-consejo-de-seguridad (accessed: 10.02.2019).

48. Gobierno manifestó honda preocupación por actos contra presidente de Asamblea Nacional de Venezuela, Presidencia de la Republica Oriental del Uruguay, 14.01.2019. Available at: https://www.presidencia.gub.uy/comunicacion/comunicacionnoticias/comunicado-ministerio-relaciones-exteriores-uruguay-situacion-venezuela-enero-2019 (accessed 17.02.2019).

49. Vázquez: Los problemas de la democracia se resuelven con más democracia, diálogo y paz. Presidencia de la Republica Oriental del Uruguay, 07.02.2019. Available at: https://www.presidencia.gub.uy/comunicacion/comunicacionnoticias/venezuela-uruguay-conferen-cia (accessed 11.02.2019).

50. Uruguay to receive new group of Syrian refugees, Daily News, 21.07.2015. Available at: http://www.hurriyetdailynews.com/uruguay-to-receive-new-group-of-syrian-refugees--85701 (accessed: 10.02.2019).

51. Qué propone el plan antidrogas de Trump que Uruguay no firmó?. El Observador, 25.09.2018. Available at: https://www.elobservador.com.uy/nota/-que-plantea-el-plan-de-trump-contra-las-drogas-que-uruguay-no-firmo--2018925154331 (accessed: 10.02.2019).

52. Propuesta Bases programaticas 2020/2025, Frente Amplio. Available at: https://frenteamplio.uy/noticias/download/210/611/17 (accessed: 10.02.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх