Бразильская национальная идентичность: мнения и сомнения

 
Код статьиS0044748X0005402-1-1
DOI10.31857/S0044748X0005402-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель Центра культурологических исследований ИЛА РАН
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 7
Страницы123-128
Аннотация

В статье рассматривается феномен бразильской национальной идентичности в полемическом аспекте. В большинстве государств современного мира тема идентичности стала одним из лейтмотивов современного научного дискурса в сфере гуманитарного знания. Связано это прежде всего с другим мегатрендом нынешней эпохи — глобализацией, в которой многие видят реальную угрозу разного рода идентичности: национальной, региональной, локальной и так далее. Для стран латиноамериканского региона эта тема исключительно актуальна еще и вследствие присущего им большого этнокультурного разнообразия и, в частности, самой крупной из них — Бразилии. Автор анализирует разные мнения по данной проблеме, включая противоположные точки зрения относительно существования самого этого феномена в постмодернистском мире. На основе анализа делается вывод, что национальная идентичность в Бразилии, безусловно, сформировалась, но со временем она претерпевает определенные модификации, которые однако не меняют онтологического ядра этого явления.

Ключевые словаБразилия, национальная идентичность, бразильская нация, постмодернизм, Стюарт Холл
Получено09.07.2019
Дата публикации09.07.2019
Кол-во символов15590
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Сегодня феномен бразильской идентичности служит объектом горячих дискуссий, рождая порой крайне полярные точки зрения. Так, некоторые исследователи убеждены, что трудно говорить о прочной национальной идентичности в стране, где существуют столь большие этнические, социальные, экономические и культурные различия. По их мнению, в отношении Бразилии корректнее говорить о региональной или даже локальной идентичности. Порой можно услышать мнение, что бразильской национальной идентичности не существует вообще или, если она и существует, то постепенно исчезает. Так, профессор Университета Уникамп Мишел Дебрун задается вопросом: «Что значит быть бразильцем? Действительно ли имеет смысл говорить о подобном «существе»? Легко подтвердить существование бразильской нации, если мы рассмотрим только географические, правовые или дипломатические аспекты... Но, похоже, что нация и национальная идентичность требуют чего-то большего как, например, консенсуса вокруг определенных ценностей…С конца XIX в. многие сомневались как относительно бразильского единства, так и специфического отличия Бразилии в целом»1.

1. Debrun M. A Identidade Nacional Brasileira. Estud. av.vol. no. 8. São Paulo, 1990, p. 6.
2

И, действительно, подобные сомнения не только существовали, но пересекли столетия и «проникли» в ХХI век. Что называется, подлил масла в огонь известный британский социолог ямайского происхожденияСтюартХолл (1932—2014) — автор нашумевшей книги «Культурная идентичность вэпоху постмодернизма», переведенной на несколько языков, в том числе на португальский. Для Холла очевиден кризис традиционных структуридентичностей как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Он убежден, чтов ближайшем будущемпроизойдут их дальнейшаяфрагментация, децентрализация и деслокализация.«Происходящие структурныеизменения подрывают идею личной, социальной или культурной идентичности из-за фрагментации субъектов и культур и переосмысления таких концептов, как нация, раса, класс, гендернаяпринадлежность и целый ряд других»2. Холл выделяет в современном мире три концепции идентичности.

2. Hall S. A identidade cultural na pós-modernidade. Rio de Janeiro, 2014, p. 28.
3

Илуминистская концепция, ориентированная на человека. В ее фокусе идея человеческой личности (индивида) как носителя непрерывной идентичности. Речь идет о внутреннем,индивидуальном «я»,которое сохраняет свою идентичность на протяжении всего существования и, несмотря ни на какиеизменения, не меняется в главном — своем постоянстве.

4

Социологическая концепция,сфокусированная на отношениях субъекта икультуры. При этом идея субъекта предполагает его неполнуюавтономию, он детерминирован социокультурными отношениями через приобретенные культурные ценности, смыслы и символы. Идентичность в данном случае формируется черезвзаимодействие между «я» и обществом.

5

Постмодернистская концепция, акцентированная на изменениях и фрагментации личности и общества и на идее отсутствия фиксированной идентичности.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 542

Оценка читателей: голосов 0

1. Debrun M. A Identidade Nacional Brasileira. Estud. av.vol. no. 8. São Paulo, 1990, p. 6.

2. Hall S. A identidade cultural na pós-modernidade. Rio de Janeiro, 2014, p. 28.

3. Damata R. O que faz o brasil, Brasil? Brasília, 2001, p. 62.

4. Семененко И. С. Национальная идентичность. Идентичность: личность, общество, политика. М., ,2017, с. 405.

5. Fiorin J. L. A construção da identidade nacional brasileira. BAKHTINIANA, São Paulo, v. 1, n. 1, p. 115-126, 1o sem. 2009. Available at: https://revistas.pucsp.br/index.php/bakhti-niana/article/view/3002 (accessed 15.04.2019).

6. Smith A. D. La identidad nacional. Madrid , 1997, p. 13.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх