Brazilian national identity: opinions and doubts

 
PIIS0044748X0005402-1-1
DOI10.31857/S0044748X0005402-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Center for cultural studies
Affiliation: Institute for Latin American studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssuу 7
Pages123-128
Abstract

The article deals with the phenomenon of the Brazilian national identity in the polemical aspect. In most states of the modern world, the topic of identity has become one of the leitmotifs of modern scientific discourse in the field of humanitarian knowledge. This is primarily due to another megatrend of the modern era - globalization, in which many see the real threat of a different kind of identity: national, regional, local, and so on. For the countries of the Latin American region, this topic is extremely relevant also due to the large ethnocultural diversity inherent in these countries, and in particular, the largest of them - Brazil. The author analyzes different opinions on this issue, including opposing points of view regarding the existence of this phenomenon in the postmodern world. Based on this analysis, it is concluded that Brazil’s national identity has certainly formed, but nevertheless it undergoes certain modifications over time, which, however, do not change the ontological core of this phenomenon.

KeywordsBrazil, national identity, Brazilian nation, postmodernism, Stuart Hall
Received09.07.2019
Publication date09.07.2019
Number of characters15590
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Сегодня феномен бразильской идентичности служит объектом горячих дискуссий, рождая порой крайне полярные точки зрения. Так, некоторые исследователи убеждены, что трудно говорить о прочной национальной идентичности в стране, где существуют столь большие этнические, социальные, экономические и культурные различия. По их мнению, в отношении Бразилии корректнее говорить о региональной или даже локальной идентичности. Порой можно услышать мнение, что бразильской национальной идентичности не существует вообще или, если она и существует, то постепенно исчезает. Так, профессор Университета Уникамп Мишел Дебрун задается вопросом: «Что значит быть бразильцем? Действительно ли имеет смысл говорить о подобном «существе»? Легко подтвердить существование бразильской нации, если мы рассмотрим только географические, правовые или дипломатические аспекты... Но, похоже, что нация и национальная идентичность требуют чего-то большего как, например, консенсуса вокруг определенных ценностей…С конца XIX в. многие сомневались как относительно бразильского единства, так и специфического отличия Бразилии в целом»1.

1. Debrun M. A Identidade Nacional Brasileira. Estud. av.vol. no. 8. São Paulo, 1990, p. 6.
2

И, действительно, подобные сомнения не только существовали, но пересекли столетия и «проникли» в ХХI век. Что называется, подлил масла в огонь известный британский социолог ямайского происхожденияСтюартХолл (1932—2014) — автор нашумевшей книги «Культурная идентичность вэпоху постмодернизма», переведенной на несколько языков, в том числе на португальский. Для Холла очевиден кризис традиционных структуридентичностей как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Он убежден, чтов ближайшем будущемпроизойдут их дальнейшаяфрагментация, децентрализация и деслокализация.«Происходящие структурныеизменения подрывают идею личной, социальной или культурной идентичности из-за фрагментации субъектов и культур и переосмысления таких концептов, как нация, раса, класс, гендернаяпринадлежность и целый ряд других»2. Холл выделяет в современном мире три концепции идентичности.

2. Hall S. A identidade cultural na pós-modernidade. Rio de Janeiro, 2014, p. 28.
3

Илуминистская концепция, ориентированная на человека. В ее фокусе идея человеческой личности (индивида) как носителя непрерывной идентичности. Речь идет о внутреннем,индивидуальном «я»,которое сохраняет свою идентичность на протяжении всего существования и, несмотря ни на какиеизменения, не меняется в главном — своем постоянстве.

4

Социологическая концепция,сфокусированная на отношениях субъекта икультуры. При этом идея субъекта предполагает его неполнуюавтономию, он детерминирован социокультурными отношениями через приобретенные культурные ценности, смыслы и символы. Идентичность в данном случае формируется черезвзаимодействие между «я» и обществом.

5

Постмодернистская концепция, акцентированная на изменениях и фрагментации личности и общества и на идее отсутствия фиксированной идентичности.

Number of purchasers: 3, views: 565

Readers community rating: votes 0

1. Debrun M. A Identidade Nacional Brasileira. Estud. av.vol. no. 8. São Paulo, 1990, p. 6.

2. Hall S. A identidade cultural na pós-modernidade. Rio de Janeiro, 2014, p. 28.

3. Damata R. O que faz o brasil, Brasil? Brasília, 2001, p. 62.

4. Semenenko I. S. Natsional'naya identichnost'. Identichnost': lichnost', obschestvo, politika. M., ,2017, s. 405.

5. Fiorin J. L. A construção da identidade nacional brasileira. BAKHTINIANA, São Paulo, v. 1, n. 1, p. 115-126, 1o sem. 2009. Available at: https://revistas.pucsp.br/index.php/bakhti-niana/article/view/3002 (accessed 15.04.2019).

6. Smith A. D. La identidad nacional. Madrid , 1997, p. 13.

Система Orphus

Loading...
Up