Мексиканская хоррор-анимация в поисках национального своеобразия. Фантастические образы традиционной культуры и голливудские кинематографические чудовища

 
Код статьиS0044748X0004009-8-1
DOI10.31857/S0044748X0004009-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Кубанский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Краснодар
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 3
Страницы86-101
Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей мексиканской анимации с позиций использования тематики этнической художественной культуры. Основное внимание сосредоточено на фантастических образах мексиканской и древнемексиканской художественной традиции в сравнении с голливудскими кинематографическими образами. На примере конкретных мексиканских фильмованиме последних лет прослеживается национальная природа этих образов. Опыт мексиканской анимации подтверждает важность этнокультурной составляющей в кинематографическом искусстве разных стран, в том числе и России.

Ключевые словамексиканская анимация, фантастические образы мексиканской этнической художественной традиции, национальное своеобразие
Получено22.02.2019
Дата публикации13.03.2019
Кол-во символов39971
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Сдвинуть глыбу Голливуда с ведущих позиций в кинематографе до сих пор не удавалось никому. Данный факт считается общепринятым и очевидным, однако есть такие направления, где можно попробовать сделать вызов этому экономическому и художественному монстру. Речь идет об анимации, конкретно о том ее жанре, в котором для воплощения задуманного активно эксплуатируются образы фантастических персонажей, интерес к которым вызван как особенностями психологии человека, так и природой развития собственно кинематографии. Авторы подключают самое буйное воображение и фантазию, а достижению поставленных художественных целей также помогает активное использование компьютерных технологий. Впрочем, это касается и игрового кино: «люди-муравьи» и «люди-пауки», «орки» и «зомби», киборги, трансформеры и др. фантастические существа заполонили фильмы, которые порой трудно отличить друг от друга. Именно поэтому здесь нет необходимости заниматься их анализом в силу их фактического и скучнейшего однообразия.
2 Как это часто бывает, то, что когда-то было в новинку, со временем превращается в противоположность, вызывая раздражение и отторжение. Поэтому переизбыток кинематографических чудовищ рано или поздно отвращает от их лицезрения на экране. И не исключено, что это время уже наступило. Между прочим, косвенным показателем пресыщения части зрителей подобного рода кинопродукцией служит недавно промелькнувшее в прессе сообщение о том, что американский кинематограф данного направления собирается переориентироваться на азиатского и африканского зрителя, очевидно считая его менее разборчивым.
3 Впрочем, этого может и не произойти, если кинематограф обратит внимание на область культуры, изобилующую фантастическими персонажами; их природа органична. понятна человеку и не вызывает отторжения. Эта область — традиционная художественная культура, образы которой существуют почти на бессознательном уровне и, являясь архетипическим слоем, относятся к самому глубинному уровню сознания.
4 Как показывает развитие анимации, наиболее интересных, значимых результатов эта сфера кино достигает тогда, когда опирается на подобные образы. Впрочем, в соответствии с кинематографической практикой наших дней, их следует использовать не столько в ходе простой экранизации, сколько в трактовке, поиске смыслов в контексте вызовов текущей эпохи и в современных формах. В качестве примера огромных возможностей воплощения персонажей этнической художественной культуры в анимации можно привести фольклор народов Латинской Америки.
5

Известно, что Латинская Америка — континент богатейшей традиции, отраженной в мифах, разнообразных фантастических историях, преданиях, легендах, которые сформировались как результат встречи и взаимодействия, а также сосуществования двух культур — европейской и индейской. Интересный опыт практического использования латиноамериканского фольклора в анимации имеет Мексика. В последние годы с мексиканским фольклором, в частности, успешно работает известная не только внутри страны «Студия анимации» («Anima Estudios»). Основанная в 2002 г. Фернандо де Фуэнтесем и Хосе С. Гарсиа де Летоном, она в настоящее время считается ведущей студией в Латинской Америке, создающей наиболее успешный анимационный контент. В частности, на основе латиноамериканского материала в период 2007—2018 гг. художники студии сняли серию фильмов под общим названием «Легенды», где активно используется целая линия оригинальных, типичных для фольклора Латинской Амери- ки фантастических образов. Точнее, «Легенды»серия анимационных фильмов в подражание хоррору (фильм ужасов), созданных Рикардо Арнаисом в соавторстве с Альберто Родригесом. К успешной реализации серии имеет отношение известная американская студия «Нетфликс» («Netflix») благодаря прочным позициям которой в Интернете эти фильмы стали известны и за пределами Мексики1.

1. A. Rodrígez. Netflix apuesta por la animación latinoamericana // El País, 19 noviembre, 2016. — Available at: >>>> (accessed 17.06.2018).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 690

Оценка читателей: голосов 0

1. A. Rodrígez. Netflix apuesta por la animación latinoamericana // El País, 19 noviembre, 2016. — Available at: https://elpais.com/cultura/2016/11/18/actualidad/1479427932_778615.html (accessed 17.06.2018).

2. Интерес представляют исследования национальной специфики анимации, учитывающей традиционную культуру Африки и Индии: Бенжамин Бенимана. Взаимодействие анимации и искусства Африки. Автореферат диссертации на соискание уч. степ. кандидат искусствоведения. М, 2000 — Available at: http://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-animatsii-i-iskusstva-afriki#ixzz5J4ByxWsq (accessed 10.03.2018); Available at: http://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-animatsii-i-iskusstva-afriki#ixzz5J4DISbAd (accessed 10.03.2018); Садхана Сингх. Индийское мультипликационное кино и традиции национального искусства Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва 1995 — Available at: http://cheloveknauka.com/indeyskoe-multiplikatsi-onnoe-kino-i-traditsii-natsionalnogo-iskusstva#ixzz5J4Eg3wAG (accessed 14.02.2018).

3. В. Е. Баглай. История, экономика, социально-политический строй. М., Восточная литература, 1998, с. 131—132; В.Е. Баглай. Империя ацтеков. Таинственные ритуалы древних. М., Вече, 2008, с. 281—281.

4. S. Locuviche. Ventana Sur Opens A Window Into The Latin American Animation Scene. — Available at: https://www.cartoonbrew.com/events/ventana-sur-opens-window-latin-american-animation-scene-156193.html (accessed 18.05.2018).

5. Ibidem.

6. M. García. The New Wave Of Latin American Animated Features: 10 Films To Watch For. — Available at: https://www.cartoonbrew.com/feature-film/new-wave-latin-american-animated-features-10-films-watch-150741.htmlhttps://www.cartoonbrew.com/feature-film/new-wave-latin-american-animated-features-10-films-watch-150741.html (accessed 28.08.2018).

7. Documental: Animación Mexicana en Annecy Festival – Dessignare. — Available at: https://yandex.ru/video/search?filmId=16455060220724912648&text=Luis%20T%C3%A9llez% 20(Mexico)%20Inzomnia%20Animaci%C3%B3n%20(accessed 24.08.2018).

8. S.Locuviche. Op.cit.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх