Аннотация | Большинство государств Латинской Америки приняли нормативные правовые акты, защищающее трудовые права инвалидов и соответствующие международным стандартам. Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов» в статье 27 устанавливает, что государства — участники Конвенции должны обеспечивать эффективный доступ к программам технической и профессиональной ориентации, а также к услугам по трудоустройству, профессиональной подготовке и непрерывному обучению[1]. Межамериканская Конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов»[2] и Конвенция МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и трудоустройстве инвалидов»[3] подтверждают это обязательство. Однако трудовое законодательство в части норм, касающихся инвалидов, не только медленно развивается, но и противостоит интеграции инвалидов в сферу труда. До сих пор единственными способами, помогающими привлекать работодателей к найму инвалидов, остаются квоты, налоговые льготы, приоритет в получении госзаказов на публичных торгах.
Цель исследования —выявление соответствия национального законодательства Латиноамериканских стран с ратифицированными ими Конвенциям по защите трудовых прав инвалидов.
Задачами работы является исследование законодательства стран Латинской Америки, регулирующего реализацию трудовых прав инвалидов, определение проблем, препятствующих их трудоустройству.
В работе использовался метод сравнительного правоведения, статистический метод, метод системного анализа, формально—логический метод.
По результатам исследования установлено, что использование медицинского определения инвалидности в национальном трудовом законодательстве большинства стран региона мешает интеграции инвалидов, закрепляя связь инвалидности с отсутствием трудоспособности. Таким образом создается барьер для трудоустройства лиц с инвалидностью. Многие компаниипо-прежнему игнорируют свою обязанность нанимать определенное законом количествоработников—инвалидов. Такие факторы, как низкий уровень образования, недостаточнаяквалификация, затраты на обучение и специальное оборудование рабочих мест, являютсясерьезными препятствиями для выхода инвалидов на рынок труда. Непоследовательнаягосударственная политика в области абилитации и реабилитации инвалидов для рынка труда, атакже отсутствие экономических стимулов препятствуют росту спроса на работников синвалидностью. Организации предпочитают платить штрафы за несоблюдение требований, поскольку воспринимают возникающие при заключение трудового договора расходы на обучение инвалидов, и на адаптацию рабочего места как финансовые траты, которые не компенсируются.Установлена прямая связь между бедностью и инвалидностью, а также между экономическими ресурсами стран и их возможностями реализовать социальные права.
Итогом исследования стал вывод о том, что несмотря на видимые позитивные изменения, в национальном законодательстве продолжает сохраняться дискриминация инвалидов. Для решения проблем с трудоустройством инвалидов необходима более тщательная проверкаисполнения законодательства, связанного с квотированием рабочих мест инвалидов со стороны государственных органов, уход от медицинского подхода к определению инвалидности.Требуются также изменения в законодательстве, направленные на создание административных и финансовых стимулов для работодателей соблюдать закон.
[1] Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) о правах инвалидов 2006г.Интернет-ресурс.URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 10.06. 2024).
[2] Межамериканская Конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов» Интернет-ресурс.URL: http://www.oas.org/juridico/english/treaties/a-65.html (дата обращения 10.06. 2024).
[3] Конвенция МОТ № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.) // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М.: Юрид. лит., 1990. С. 270-273.
|