Трансформация агиографического жанра в русской придворной литературе раннего Нового времени

 
Код статьиS0869544X0023221-6-1
DOI10.31857/S0869544X0023221-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Адрес: Москва, Россия, Москва
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 6
Страницы5-18
Аннотация

На период раннего Нового времени в России (вторая половина XVII – начало XVIII в.) приходится знаменательный момент в истории агиографического жанра. Продолжая служить дидактическим целям и создавать «агиографически просветленный» идеальный образ, житие святого включается в придворной литературе в состав характерного для эпохи и чрезвычайно популярного жанра тезоименного приветствия. В статье продемонстрировано, что в духовной жизни царей Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича большую роль играл образ святого, небесного покровителя государя или членов царской семьи, что нашло отражение в обращении поэтов к житиям святых и особо почитаемых при дворе подвижников с целью создании на агиографической основе тезоименных приветствий.Трафарет средневекового жанра размывается. Панегирическое прославление адресата и похвала его небесному патрону в стихотворном послании, насквозь пронизанном агиографическими мотивами, сочетается с политической актуализацией содержания произведения.

Ключевые словажития святых, агиографический образ, историко-культурный контекст, придворная литература, политическая актуализация, царь Алексей Михайлович, царь Федор Алексеевич, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев.
Получено23.11.2022
Дата публикации28.12.2022
Кол-во символов37350
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 198

Оценка читателей: голосов 0

1. Адрианова-Перетц В.П. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI–XIII вв. // Истоки русской беллетристики. Л.: Наука. 1970. С. 67–107.

2. Безобразов П. Византийские сказания. Юрьев: тип. К. Маттисена, 1917. Ч. 1. 322 с.

3. Берман Б.И. Читатель жития. Агиографический канон русского Средневековья и традиция его восприятия // Художественный язык средневековья / отв. ред. В.А. Карпушин. М.: Наука, 1982. С. 159–183.

4. Византийские легенды / изд. подг. С.В. Полякова. Л.: Наука, 1972. 303 с.

5. Еремин И.П. Литература Древней Руси. М.; Л.: Наука, 1966. 269 с.

6. Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994. 112 с.

7. Житийная литература // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013. Т. 19. С. 283–345.

8. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. 1. Ч. 1. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. М.: Языки русской культуры, 2000. 480 с.

9. Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава: тип. Варш. учеб. окр., 1902. [2], X, 389 с.

10. Круминг А.А. «История о Варлааме и Иоасафе» в издании Симеона Полоцкого (1680). Библиографический обзор // Филевские чтения. Тезисы восьмой научной конференции по проблемам русской художественной культуры XVII– первой половины XVIII вв. М.: МАКС Пресс, 2003. С. 49–52.

11. Лопарев Х.М. Греческие жития святых VIII и IX веков. Пг.: тип. имп. Акад. наук, 1914. Ч. 1. 568 с.

12. Муравьёв А.В., Турилов А.А., Лукашевич А.А., Квливидзе Н.В. Варлаам и Иоасаф // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. Т. 6. С. 619–625.

13. Повесть о Варлааме и Иоасафе. Памятник древнерусской переводной литературы XI–XII вв. / подг. текста, исслед. и коммент. И.Н. Лебедевой. Л.: Наука, 1985. 298 с.

14. Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева). М.: Гос. Исторический музей, 1970. Ч. 1. I–IX+1–211+XXXV+21 [нн.].

15. Сазонова Л.И. Повесть об Алексее Римском в третьем–пятом изданиях Пролога и политический смысл темы Алексея в русской литературе 1660–1670-х годов // Литературный сборник XVII века. Пролог. М.: Наука, 1978 С. 99–106. (Серия «Русская старопечатная литература XVI– перв. четв. XVIII в.»).

16. Сазонова Л.И. Симеон Полоцкий: Новые страницы творчества // Исследования по древней и новой литературе / отв. ред. Л.А. Дмитриев. Л.: Наука, 1987. С. 199–205.

17. Сазонова Л.И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М.: Языки славянских культур, 2006. 896 с.

18. Софронова Л.А. Принцип отражения в поэтике барокко // Барокко в славянских культурах. М.: Наука, 1982. С. 78–101.

19. Шестаков Д. Исследования в области греческих народных сказаний о святых. Варшава: тип. Варш. учеб. окр., 1910. [8], 268 с.

20. Э.П.А. Евдокия // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. Т. 17. С. 119–121.

21. Birkfellner G. Glagolitische und kyrillische Handschriften in Ӧsterreich. Wien: Der Ӧsterreichischen Academie der Wissenschaften, 1975. 540 S.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх