Критериальные основания перераспределения полномочий в сфере образования между органами местного самоуправления и органами власти субъектов Российской Федерации

 
Код статьиS181570410028194-8-1
DOI10.54884/S181570410028194-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Главный научный сотрудник, профессор кафедры математики и инженерной графики военной
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», Академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Директор Института регионального развития, нормативно-методического и аналитического обеспечения сопровождения проектов и программ
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы39-48
Аннотация

В статье на основе практического опыта и теоретических исследований в области регионализации образования предпринимается попытка обосновать и разработать критерии эффективного перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ в части обеспечения функционирования образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы. В статье показано, что выбор критериев перераспределения полномочий обусловлен сложностью и многофункциональностью факторов, создающих целостную систему регионального образования. Это определило исходное положение о многообразии условий функционирования региональных образовательных систем, что диктует вариативность моделей распределения полномочий (региональная, муниципальная, комбинированная модели). В качестве принципов перераспределения полномочий рассматриваются: соблюдение единства требований к разработке стратегии развития образования; интегративное согласование действий органов субъектов; доступность и открытость инфраструктуры образовательного пространства; спецификация как учет особенностей регионов и муниципалитетов в плане различий. Структура и содержание критериев перераспределения полномочий опираются на ценностно-ориентировочный и средовый подходы. На основании этих подходов определена общая структура критериев разграничения полномочий, которая включает базовые, создания условий, и специальные критерии, применяемые для различных образовательных систем и территориальных образований. Предлагаемая статья является составной частью исследования по теме «Разработка научно-методических основ формирования моделей эффективного перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования».

Ключевые словаперераспределение полномочий, регионализация образования, ценностно-ориентировочный и средовый подходы, критерии и показатели перераспределения полномочий
Источник финансированияРабота выполнена в рамках государственного задания 073-00075-23-04 по теме «Разработка научно-методических основ формирования моделей эффективного перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» (регистрационный номер ЕГИСУ НИОКТР 1023052200024-5-5.3.1).
Получено25.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов22393
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Актуальность разработки критериев перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами РФ в сфере образования обусловлена необходимостью реализации положений Конституции РФ [1] и задач Федерального закона «Об образовании в РФ» [2] в плане повышения качества российского образования, его доступности независимо от территориального расположения образовательных организаций. В соответствии с этим проблема эффективного перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения функционирования образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, диктуется потребностями реальной практики в совершенствовании системы управления образованием на разных ее уровнях. Это предполагает: создание условий для профессионального роста педагога, ликвидации дефицитов в его профессиональной подготовке, социализации и развитии обучающихся; преодоление существующих различий в готовности образовательной организации к реализации задач повышения качества образования; перераспределение потоков финансово-экономического обеспечения образовательных организаций в рамках одного региона; обеспечение комплексности и единства требований к созданию условий повышения качества образования, воспитания, развития личности; оптимизацию и централизацию управленческих механизмов и экономико-финансового потенциала, реализуемых в пределах одного субъекта; обоснование аргументированных критериев реализации качества деятельности образовательных организаций муниципалитетов и субъектов РФ в условиях проводимых реформ.
2 Выбор критериев перераспределения полномочий обусловлен сложностью и многофункциональностью факторов, создающих целостную систему регионального образования [3; 4].
3 Целостная педагогическая система регионального образования включает совокупность муниципальных образований и реализует такие компоненты, как организационно-педагогический, социально-экономический, компонент правового регулирования и развития образовательной организации, управленческий компонент на всех уровнях общего образования (дошкольного, начального, основного и среднего) [5].
4 В качестве критериев рассматриваются положения, на основе которых делается вывод об успешности решения поставленных управленческих задач в достижении цели эффективного перераспределения полномочий в сфере образования. Одновременно предлагаются показатели исследования по каждому критерию, характеризующие степень достижения результатов, сформулированных в критериях.
5 Критерии эффективности перераспределения полномочий в части обеспечения функционирования образовательных организаций соответствуют общей стратегии реализации государственной политики в области проектирования централизованного управления в рамках формирования единого образовательного пространства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законодательными актами.

всего просмотров: 162

Оценка читателей: голосов 0

1. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru/constitution/ (дата обращения: 20.07.2023).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 6 февраля 2023 года) / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 20.07.2023).

3. Гербер В.Х. Ключевые вопросы делегирования полномочий // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 42. C. 71–76.

4. Панасюк В.П., Фофанов А.М. Концептуальные положения регионального стандарта качества общего образования // В кн.: Новые методы обучения и воспитания детей и подростков / отв. ред. Нагорнова А.Ю. Коллективная монография. Ульяновск, 2019. С. 32–37.

5. Исипова Л.Р. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по обеспечению права на образование // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 3. C. 101–107.

6. Абанкина И. Почему я против регионализации. Учительская газета. Сетевое издание. 13 декабря 2018. URL: https://ug.ru/irina-abankina-moskva-pochemu-ya-protiv-regionalizaczii/ (дата обращения: 01.08.2023).

7. Марон А.Е., Резинкина Л.В. Развитие современной инфраструктуры сопровождения непрерывного образования педагогических кадров: кластерно-модульный подход // Человек и образование. 2023. № 1. С. 76–84.

8. Моделирование региональной системы повышения квалификации педагогических работников в условиях развития пространства непрерывного образования Российской Федерации: монография / под ред. Якушкиной М.С., Казаковой Е.И. М., 2020. 320 с.

9. Уроки переподчинения. Московские новости. 7 июля 2011. URL: https://www.hse.ru/news/1163611/32711451.html (дата обращения: 01.08.2023).

10. Повысит ли передача школ регионам качество образования? 23 ноября 2022. URL: https://www.rbc.ru/society/23/11/2022/637c480b9a79475677952686? ysclid=lksettzwdi969795389 (дата обращения: 01.08.2023).

11. Пригода Л.В. Механизм функционирования муниципальных образований: структура, функции, финансово-экономический инструментарий: автореферат дис. ... доктора экономических наук. Ростов-на-Дону, 2009. 57 с.

12. Кузнецов А.Н., Мухлаева Т.В. Международные исследования в области совершенствования образовательной инфраструктуры как ориентир для развития национальных систем образования // Человек и образование. 2019. № 2 (59). C. 20–27.

13. Резинкина Л.В., Марон А.Е. Развитие муниципальной педагогической системы непрерывного образования взрослых: монография. СПб.: ЛОИРО, 2015. 232 с.

14. Монахова Л.Ю., Панфилова Л.Г. Открытость и доступность – стратегические ориентиры развития системы повышения квалификации педагогов в условиях цифровой экономики // Человек и образование. 2020. № 3 (64). С. 27–32.

15. Резинкина Л.В. Сопровождение непрерывного образования взрослых в муниципальной территории: автореферат дис. ... доктора педагогических наук. Великий Новгород, 2017. 44 с.

16. Гордашникова О.Ю., Кузнецов А.Н., Федорчук Ю.М. Проектирование системы учета контингента образовательных организаций для обеспечения доступности общего образования // Человек и образование. 2023. № 1. С. 50–59.

17. Доклад о мировом развитии. Обучение для реализации образовательных перспектив. Группа Всемирного банка. 2018. URL: https://openknowledge. worldbank.org/bitstream/handle/10986/28340/211096 mmRU.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

18. ЮНЕСКО. Образование для всех. URL: http://www.unesco.org/new/ru/ archives/education/themes/leading-the-international-agenda/education-for-all/ (дата обращения: 20.07.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх