Professional creative activity of teachers as a multidisciplinary problem

 
PIIS181570410028185-8-1
DOI10.54884/S181570410028185-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: teacher
Affiliation: School № 129
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Advisor to the Rector
Affiliation: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation
Occupation: Professor
Affiliation: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (76)
Pages67-75
Abstract

The article deals with the actual problem of formation and learning of creative activity of teachers based on a multidisciplinary approach. In modern science increased attention is paid to the development of teachers’ skills of professional creative activity in new conditions of digital information and educational environment. Meanwhile, all the conducted research concerns, first of all, the pedagogical foundations and psychological components of pedagogical creativity. The article provides an overview of the selected components of the creative activity of teachers and the developed criteria for their evaluation. The results of the research among teachers of the city and the region are presented, the directions of modernization of the system of training and support of teachers using a multidisciplinary approach are proposed. The research is based on survey observation methods, elements of a SWOT analysis of the educational environment of schools, problems and prospects for the development of creative activity of a teacher in existing conditions.

Keywordsmultidisciplinary approach, teacher training system, digital information and educational environment, teacher creativity, creative activity, pedagogical design of educational systems
Received25.10.2023
Publication date27.10.2023
Number of characters20506
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Процессы модернизации отечественного образования в последние десятилетия отличаются динамичностью и неоднозначной трактовкой принципов и тенденций внедрения инноваций. События, происходящие в социальной, экономической, культурной сферах, неопределенность будущего и рост эмоционального напряжения в обществе приводят к осознанию необходимости выработки стратегии развития образования в нашей стране в согласии с основными приоритетами и ориентирами государственной политики. При этом в научных кругах до сих пор отсутствует единое понимание ведущих позиций и механизмов создания и реализации подобной системы.
2 С начала XXI века наметились тенденции к внедрению в систему российского образования различных западных моделей – рейтинговой системы, модульных технологий, цифровизации и геймификации. Между тем, при неоспоримых достоинствах зарубежных систем, они не могут быть полностью скопированы и перенесены в наши учебные учреждения – в первую очередь – по причине исторического, культурного, идеологического своеобразия нашей страны, наличия особого менталитета и ценностных ориентаций, принципов духовного и нравственного развития российской молодежи, заложенных в государственных законодательных документах, стратегиях и программах.
3 Сложность и неоднозначность проблемы обновления и развития образования в России, обеспечения непрерывности и единства реализуемых принципов, целей и задач обучения и воспитания молодежи обусловили повышенное внимание к данному вопросу не только со стороны государственных структур и работников сферы педагогики и образования, но и среди представителей различных отраслей науки: психологии, социологии, экономики, философии, культурологии и др.
4 С позиции воспитания личности гражданина Российской Федерации в аспекте формирования успешного члена общества, способного ориентироваться в динамично меняющемся мире и принимать эффективные решения, очевидными становятся принцип ориентации на личностные качества обучающихся и педагогов, принцип создания экологичного образовательного пространства для максимального саморазвития и самореализации индивида. При этом реалии современной жизни указывают на необходимость реализации инновационных образовательных программ с учетом требований цифровой экономики и устойчивого развития.
5 Современные исследователи сходятся во мнении, что успех внедрения инноваций и обеспечение быстрых темпов модернизации российского образования, в первую очередь, зависит от способности педагогов оперативно и эффективно реагировать на запросы общества и развивать в себе компетенции и качества современного цифрового учителя, координатора и помощника обучающихся на пути обучения и развития. Данные навыки напрямую зависят от уровня творчества, креативности, готовности педагога к инновациям, что подразумевает стремление к саморазвитию и совершенствованию в новых условиях [1].

views: 96

Readers community rating: votes 0

1. Zeynalova N. Comparative analysis of the Soviet education system and the modern education system affecting creativity in students // Issues of History. 2022. № 11-3. Pp. 256–263.

2. Митина Л.М. Полидисциплинарный подход к педагогическому труду: от нестабильности к определенности и развитию // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. 2021. № 1. С. 3–7.

3. Суслова Т.И. Полидисциплинарность в гуманитарны х науках // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1358 (дата обращения: 26.07.2023).

4. Лапшина А.В. Взгляды на понятие «творчество» и его различные трактовки // Молодой ученый. 2010. Т. 1. № 5 (16). С. 252–254.

5. Виноградова Н.В., Тукаева Р.А. Художественное творчество как создание новой реальности / Национальная стихия творчества: время и трансгрессия: сборник статей по итогам третьей Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 14–16 июня 2017 года. СПб государственный экономический университет, 2017. С. 198–210.

6. Хачатурова К.Р. Развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла: дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2017. 253 с.

7. Морозов Е.А. Пошаговый алгоритм действий при использовании методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях // Научный диалог. 2014. № 3 (27). С. 29–45.

8. Кочетова А.А. Коллективное педагогическое творчество: опыт прошлого и новая актуальность // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2023. № 207. С. 68–80.

9. Xie R. Creativity: The Effectiveness of Teacher-Student Conflict // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. № 3. Рp. 3–7.

10. Кузина Н.Н. Культурологический подход и его методологическое значение в формировании культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза // Kant. 2017. № 2(23). С. 38–42.

11. Ларина А.А. Основные подходы в формировании профессионализма будущего педагога // Человеческий капитал. 2018. № 2(110). С. 85–94.

12. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 3. С. 14–29.

13. Иванов Д.В., Власова В.К. Практика развития креативности будущего учителя начальных классов в современной цифровой образовательной среде с помощью технологии виртуальной реальности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. № 3. С. 229–237.

14. Watanabe H., Sato M., Imamura M. et al. Assessment Map for multidisciplinary abilities for IoT system development education based on a robot contest / Proceedings of 2018 IEEE International Conference on Teaching, Assessment, and Learning for Engineering. Wollongong, NSW, 2019. Pp. 995–1000.

15. Ercan M.F., Caplin J. Wayang kulit: Multidisciplinary project for engineering education / TALE 2019 - 2019 IEEE International Conference on Engineering, Technology and Education, Yogyakarta, 2019. Pp. 922–1030.

16. Hardy J.G., Aljohani A.D. and Baum J.V. (eds.) Potential for Chemistry in multidisciplinary, interdisciplinary, and transdisciplinary teaching activities in higher education // Journal of Chemical Education. 2021. № 4. Pp. 1124–1145.

Система Orphus

Loading...
Up