Профессиональная творческая активность педагогов как полидисциплинарная проблема

 
Код статьиS181570410028185-8-1
DOI10.54884/S181570410028185-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: учитель, доцент
Аффилиация: ГБОУ школа № 129, МПСУ
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: советник ректора
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: профессор
Аффилиация: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы67-75
Аннотация

В статье рассмотрена актуальная проблема формирования и изучения творческой активности педагогов на основе полидисциплинарного подхода. В современной науке уделяется повышенное внимание развитию навыков профессиональной творческой деятельности учителей в новых условиях цифровой информационно-образовательной среды. В статье приведен обзор выделенных составляющих творческой активности педагогов и разработанных критериев их оценки. Представлены результаты исследования среди учителей города и области, предложены направления модернизации системы подготовки и сопровождения педагогов с использованием полидисциплинарного подхода. В исследовании были использованы методы наблюдения, опроса, элементы SWOT-анализа образовательной среды школ, проблем и перспектив развития творческой активности педагога в существующих условиях.

Ключевые словаполидисциплинарный подход, система подготовки педагогических кадров, цифровая информационно-образовательная среда, творчество педагога, творческая активность, педагогическое проектирование образовательных систем
Получено25.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов20506
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Процессы модернизации отечественного образования в последние десятилетия отличаются динамичностью и неоднозначной трактовкой принципов и тенденций внедрения инноваций. События, происходящие в социальной, экономической, культурной сферах, неопределенность будущего и рост эмоционального напряжения в обществе приводят к осознанию необходимости выработки стратегии развития образования в нашей стране в согласии с основными приоритетами и ориентирами государственной политики. При этом в научных кругах до сих пор отсутствует единое понимание ведущих позиций и механизмов создания и реализации подобной системы.
2 С начала XXI века наметились тенденции к внедрению в систему российского образования различных западных моделей – рейтинговой системы, модульных технологий, цифровизации и геймификации. Между тем, при неоспоримых достоинствах зарубежных систем, они не могут быть полностью скопированы и перенесены в наши учебные учреждения – в первую очередь – по причине исторического, культурного, идеологического своеобразия нашей страны, наличия особого менталитета и ценностных ориентаций, принципов духовного и нравственного развития российской молодежи, заложенных в государственных законодательных документах, стратегиях и программах.
3 Сложность и неоднозначность проблемы обновления и развития образования в России, обеспечения непрерывности и единства реализуемых принципов, целей и задач обучения и воспитания молодежи обусловили повышенное внимание к данному вопросу не только со стороны государственных структур и работников сферы педагогики и образования, но и среди представителей различных отраслей науки: психологии, социологии, экономики, философии, культурологии и др.
4 С позиции воспитания личности гражданина Российской Федерации в аспекте формирования успешного члена общества, способного ориентироваться в динамично меняющемся мире и принимать эффективные решения, очевидными становятся принцип ориентации на личностные качества обучающихся и педагогов, принцип создания экологичного образовательного пространства для максимального саморазвития и самореализации индивида. При этом реалии современной жизни указывают на необходимость реализации инновационных образовательных программ с учетом требований цифровой экономики и устойчивого развития.
5 Современные исследователи сходятся во мнении, что успех внедрения инноваций и обеспечение быстрых темпов модернизации российского образования, в первую очередь, зависит от способности педагогов оперативно и эффективно реагировать на запросы общества и развивать в себе компетенции и качества современного цифрового учителя, координатора и помощника обучающихся на пути обучения и развития. Данные навыки напрямую зависят от уровня творчества, креативности, готовности педагога к инновациям, что подразумевает стремление к саморазвитию и совершенствованию в новых условиях [1].

всего просмотров: 86

Оценка читателей: голосов 0

1. Zeynalova N. Comparative analysis of the Soviet education system and the modern education system affecting creativity in students // Issues of History. 2022. № 11-3. Pp. 256–263.

2. Митина Л.М. Полидисциплинарный подход к педагогическому труду: от нестабильности к определенности и развитию // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. 2021. № 1. С. 3–7.

3. Суслова Т.И. Полидисциплинарность в гуманитарны х науках // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1358 (дата обращения: 26.07.2023).

4. Лапшина А.В. Взгляды на понятие «творчество» и его различные трактовки // Молодой ученый. 2010. Т. 1. № 5 (16). С. 252–254.

5. Виноградова Н.В., Тукаева Р.А. Художественное творчество как создание новой реальности / Национальная стихия творчества: время и трансгрессия: сборник статей по итогам третьей Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 14–16 июня 2017 года. СПб государственный экономический университет, 2017. С. 198–210.

6. Хачатурова К.Р. Развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла: дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2017. 253 с.

7. Морозов Е.А. Пошаговый алгоритм действий при использовании методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях // Научный диалог. 2014. № 3 (27). С. 29–45.

8. Кочетова А.А. Коллективное педагогическое творчество: опыт прошлого и новая актуальность // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2023. № 207. С. 68–80.

9. Xie R. Creativity: The Effectiveness of Teacher-Student Conflict // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. № 3. Рp. 3–7.

10. Кузина Н.Н. Культурологический подход и его методологическое значение в формировании культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза // Kant. 2017. № 2(23). С. 38–42.

11. Ларина А.А. Основные подходы в формировании профессионализма будущего педагога // Человеческий капитал. 2018. № 2(110). С. 85–94.

12. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 3. С. 14–29.

13. Иванов Д.В., Власова В.К. Практика развития креативности будущего учителя начальных классов в современной цифровой образовательной среде с помощью технологии виртуальной реальности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. № 3. С. 229–237.

14. Watanabe H., Sato M., Imamura M. et al. Assessment Map for multidisciplinary abilities for IoT system development education based on a robot contest / Proceedings of 2018 IEEE International Conference on Teaching, Assessment, and Learning for Engineering. Wollongong, NSW, 2019. Pp. 995–1000.

15. Ercan M.F., Caplin J. Wayang kulit: Multidisciplinary project for engineering education / TALE 2019 - 2019 IEEE International Conference on Engineering, Technology and Education, Yogyakarta, 2019. Pp. 922–1030.

16. Hardy J.G., Aljohani A.D. and Baum J.V. (eds.) Potential for Chemistry in multidisciplinary, interdisciplinary, and transdisciplinary teaching activities in higher education // Journal of Chemical Education. 2021. № 4. Pp. 1124–1145.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх