Роль ранней профессиональной ориентации при формировании личности дошкольника

 
Код статьиS181570410028088-1-1
DOI10.54884/S181570410028088-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ассистент кафедры «Педагогика и психология творческого развития»
Аффилиация: Севастопольский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Севастополь
Должность: Заведующая кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: профессор
Аффилиация: МБУ «Новгородский молодежный центр»
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы142-149
Аннотация

В статье анализируются роль и своевременность профессиональной ориентации в дошкольном возрасте, рассмотрены современные направления воспитательной работы по формированию развитой, социально ответственной, профессионально перспективной личности гражданина Российской Федерации. Показано, что процесс начального этапа формирования патриотической направленности будущей профессиональной позиции дошкольников, учитывая их возрастные особенности и потенциальные возможности, является актуальным и перспективным; обосновывается его интегрирующая функция. В статье выделяется структура определения ранней профессиональной направленности дошкольника.

Ключевые словаличность, ранняя профессиональная ориентация, патриотически направленная профессиональная позиция, психологические качества
Получено25.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов19283
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Актуальность рассматриваемой темы определяется не только широкими возможностями и статусностью дошкольного образовательного учреждения, которое является первым и системообразующим звеном всего образовательного процесса и стоит у истоков воспитательного процесса в целом, но и благодатным возрастом его воспитанников для формирования развитой, социально ответственной, профессионально перспективной личности гражданина Российской Федерации.
2 Считаем своевременным говорить о профессиональной ориентации в дошкольном возрасте, учитывая особенности и специфику данного возраста (методы взаимодействия, игровая деятельность, способность к восприятию и др.). В процесс ранней профессиональной ориентации закладываем не только ознакомление дошкольников с видами трудовой деятельности, но и основные положения формирования патриотически направленной профессиональной позиции [1].
3 Безусловно, семья играет основополагающую роль в развитии ребенка. Однако именно команда профессионалов в лице воспитателей, психологов, дефектологов и других специалистов (в зависимости от специфики дошкольного образовательного учреждения) способна максимально раскрыть потенциальные возможности личности дошкольника, определить актуальное направление ее развития, создать условия для ее успешного формирования.
4 Материалы и методы. Акцентируя внимание на результативности деятельности дошкольного учреждения, необходимо детально проанализировать воспитательный процесс и его предмет. Анализ различных определений понятия «формирование» в словарях и энциклопедиях показывает, что оно интерпретируется как «придание определенной формы» [2], «вырабатывание», «выковывание» [3], что дает нам основание утверждать, что в данном случае идет речь о трактовке термина в широком плане. В том случае, когда говорится о формировании какого-либо качества, процесса, явления, следует описывать не только сам процесс, но и его конечный результат.
5 В педагогических словарях рассматривается понятие «формирование личности», трактуемое как «сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера, доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи)» [4, с. 126], «результат развития личности» [5, с. 22], «процесс становления человека как социального существа» [6], «вид развития личности» [7, с. 73].
6 Следовательно, формирование личности есть целенаправленный процесс непосредственного воздействия на личность в интересах ее качественного изменения, развития, совершенствования, новообразования, трансформирования. В таком случае воспитание и обучение выполняют главную роль внешнего воздействия на личность.
7 Кроме того, исследуемая проблема требует определения сущности понятия «личность», которое изучается в философии, психологии, педагогике, социологии, культурологии и др. Результаты анализа данных представлений отражены в таблице 1.

всего просмотров: 70

Оценка читателей: голосов 0

1. Савинова А.Е. Формирование патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов в современном вузе: дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2022. 297 с.

2. Большой энциклопедический словарь. URL: https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 02.07.2023).

3. Словарь русских синонимов. URL: https://sinonim.org/ (дата обращения: 02.07.2023).

4. Безрукова В.С. Основы духовной культуры // Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с.

5. Словарь психолого-педагогических понятий: справочное пособие / Т.Г. Каленникова, А.Р. Борисевич. Минск: БГТУ, 2007. 68 с.

6. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. URL: https://rus-general-social-pedagog-terms.slovaronline.com/487-позиция (дата обращения: 02.07.2023).

7. Иванова В.П., Палагина Н.Н. Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек, 2002. 198 с.

8. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.

9. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640 с.

10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 176 с.

11. Социологическая энциклопедия. URL: https://znachenie-slova.ru (дата обращения: 08.07.2023).

12. Культурология. Словарь-справочник. URL: http://cult-lib.ru/ culturology.htm (дата обращения: 09.07.2023).

13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2016. 282 с.

14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

15. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. СПб.; Коломна; Рязань, 2008. 375 с.

16. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 208 с.

17. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. 4-е изд. стер. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 304 с.

18. Ушинский К.Д. Вопросы воспитания // Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1974. 584 с.

19. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др.; сост. Р.С. Буре; под ред. В.Г. Нечаевой. 3-е изд. М.: Просвещение, 1983. 207 с.

20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. зав. 5-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 416 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх