Особенности организации разновозрастных сообществ детей в системе дополнительного образования

 
Код статьиS181570410028084-7-1
DOI10.54884/S181570410028084-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры теории и методики непрерывного педагогического образования
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: аспирант
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы101-109
Аннотация

В статье раскрывается сущность научной проблемы организации разновозрастных сообществ детей в системе дополнительного образования и обосновывается ее актуальность. Характеризуется общий замысел исследования, обозначаются методологические подходы, на которых строилось исследование (исторический, системный, деятельностный и феноменологический), которые определили соответствующие методы исследования. Раскрываются этапы исследования, обусловленные его общим замыслом и выбранной методологической основой. Дается характеристика трех групп результатов: теоретических, эмпирических и практических. К теоретическим результатам отнесены: уточненные понятия «разновозрастное сообщество детей», «разновозрастное взаимодействие детей в сообществе», «организация разновозрастного сообщества детей в системе дополнительного образования»; систематизированные особенности современной системы дополнительного образования детей, возможности организации разновозрастных сообществ детей в системе дополнительного образования; методика организации таких сообществ. К эмпирическим результатам отнесены: характеристика используемых форм организации детских объединений в различных округах и регионах страны, характеристика отношения педагогов дополнительного образования к организации разновозрастных детских сообществ, характеристика взаимосвязей развития интереса детей к любимому делу и развития их опыта разновозрастного взаимодействия в условиях становящегося сообщества. К практическим результатам были отнесены: дополнительная образовательная программа «Волшебная сила красоты», которая реализовывалась в музыкально-театральной студии «Браво!» на базе школы № 451 Колпинского района Санкт-Петербурга; различные диагностические методы.

Ключевые словасистема дополнительного образования, организация разновозрастного сообщества, разновозрастное взаимодействие детей в сообществе
Получено25.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов18720
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Исследование обращено к проблеме организации разновозрастных сообществ детей в системе дополнительного образования. Актуальность этой проблемы обусловлена рядом причин: - потребностью общества и государства в личностном и социальном развитии детей, которые умеют осуществлять разновозрастное взаимодействие в различных сообществах [1]; - недостаточным вниманием системы образования к разновозрастному взаимодействию детей в условиях различных объединений; - низкой готовностью педагогов дополнительного образования к организации разновозрастных сообществ детей в школе; - отсутствием специальных методических разработок по организации детских разновозрастных сообществ, соответствующих современному состоянию системы дополнительного образования; - недостаточной разработанностью в педагогической науке знаний о целях, содержании, способах и формах организации разновозрастных сообществ в системе дополнительного образования.
2 Цель исследования состояла в том, чтобы выявить и обосновать особенности организации разновозрастных сообществ детей в системе дополнительного образования.
3 Материалы и методы. Общий замысел исследования состоял в том, чтобы, осмыслив состояние теории и практики организации детских разновозрастных сообществ в образовании и особенности современной системы дополнительного образования, выявить особенности организации таких сообществ в дополнительном образовании, а затем обосновать их путем проведения опытно-экспериментальной работы.
4 Исследование строилось на историческом, системном, деятельностном и феноменологическом подходах, которые определили выбор методов исследования на каждом из его этапов. На первом (предварительном) этапе проводились пилотные исследования по изучению различных типов организации разновозрастных сообществ в музыкальной школе (организация ситуативного разновозрастного взаимодействия детей) и детском лагере (чередование одновозрастного и разновозрастного взаимодействия в музыкальном кружке). На этом этапе ведущими методами были: опытная работа, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности детей, беседы с детьми, педагогами, родителями детей. На втором этапе (теоретическом) использовались теоретические методы анализа научной литературы, научно-методической продукции, нормативно-правовых документов. Результаты анализа систематизировались, обобщались, сравнивались. На третьем этапе (эмпирический, констатирующий эксперимент) проводились опросы, анализ открытых интернет-сайтов образовательных организаций, беседы. На четвертом этапе (эмпирический, опытно-экспериментальная работа) использовались методы монографического изучения детей, их интересов к выбранной деятельности, изучался их опыт взаимодействия, создавались экспериментальные ситуации, проводились беседы. На пятом (обобщающем) этапе использовались методы обработки полученных данных, методы анализа, синтеза и интерпретации полученных результатов.

всего просмотров: 165

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.08.2023).

2. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. 164 с.

3. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории). М.: Педагогика, 1978. 144 с.

4. Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. 400 с.

5. Дейч Б.А. Разновозрастные сообщества, как условие организации жизнедеятельности подростков в учреждениях дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. 146 с.

6. Ермакова А.А. Творческое разновозрастное объединение дополнительного образования как форма социализации подростков // Вестник Южно-Уральского государственного педагогического университета. 2010. № 23 (199). С. 121–126.

7. Холичева М.А. Социально-педагогическое обеспечение разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 201 с.

8. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: дис. ... док. пед. наук. Ярославль, 2003. 421 с.

9. Радионова Н.Ф. Педагогический процесс в контексте гуманитарного подхода // Известия ВГПУ, 2013. С. 19.

10. Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / под. ред. Н.Л. Селивановой. М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. С. 28.

11. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия / под ред. В.П. Бедерхановой. Краснодар: Парабеллум, 2013. 90 с.

12. Панасюк В.П. Создание и функционирование разновозрастных сообществ как феномена неформального образования // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 17–20.

13. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студентов учреждений проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2002. 348 с.

14. Чеков М.О. Теория и практика дополнительного образования детей в России. Самара, 2003. 393 с.

15. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2004. 304 с.

16. Смольников Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: историко-педагогический анализ: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006. 229 с.

17. Голованов В.П. Исторические уроки становления и развитие отечественной системы дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1(12). С. 69–84.

18. Лобанов В.В. Этапы и условия развития дополнительного образования детей в многопрофильных внешкольных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2011. 181 с.

19. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 15.08.2023).

20. Швецова И.В. К обоснованию возможностей системы дополнительного образования как пространства организации разновозрастных сообществ подростков // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2018. № 11. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2672.htm (дата обращения: 15.08.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх