Ценности образования в эпоху цифровизации и стратегии образовательной деятельности студентов

 
Код статьиS181570410028082-5-1
DOI10.54884/S181570410028082-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры цифрового образования
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент кафедры цифрового образования
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы49-57
Аннотация

В статье с междисциплинарных позиций психологии, педагогики и информатики проведена систематизация современных ценностей цифровой образовательной среды, стратегий образовательной деятельности студентов, а также выявлены основные инновационные образовательные эффекты в условиях цифровой трансформации. Показано, что современную образовательную среду целесообразно понимать как синергию сред межличностного и сетевого взаимодействия. В основу проектирования образовательной среды сегодня должны быть положены ценности образования, включающие две группы – терминальные (традиционные, базовые ценности) и инструментальные (новые ценности, обусловленные цифровой трансформацией). Учет этих ценностей позволит преодолеть личностные, технологические, коммуникационные риски цифровой среды. Субъектная позиция выступает условием осознанного выбора и реализации образовательных стратегий. Предложены уровни стратегий – проблемно-преодолевающая, ответственно-исполнительская, поисково-конструктивная, творчески-преобразующая, которые конкретизированы более частными, расширяющими традиционные образовательные технологии и обеспечивающими инновационное преобразование этих технологий через применение цифровых инструментов.

Ключевые словаценности, образование, субъект, стратегия, цифровая среда
Источник финансированияЧасть исследования, проведенная О.В. Яковлевой, выполнена в рамках проекта «Профессиональное воспитание будущих педагогов в условиях цифровой трансформации образовательной среды современного университета», поддержанного в рамках конкурса на выполнение перспективных фундаментальных научно-исследовательских работ молодыми учеными Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Получено25.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов18975
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Ценности как важные ориентиры деятельности человека традиционно задаются с разных сторон жизни общества – рынка труда, социума в целом и конкретных его институтов (семьи, образования, культуры, науки и т.д.). Сегодня в эпоху цифровизации всех сфер деятельности человека – профессиональной, социальной, культурной, экономической, политической – требования социума динамично меняются и трансформируются.
2 Современные поколения молодежи в текущих условиях жизни включены не только в процессы традиционной социализации, но все большую роль играет информационная социализация, реализуемая через социальные сети и другие цифровые каналы. Как показывают психологические исследования [1], в условиях неопределенности социализация приобретает непрерывный характер в отличие от традиционного понимания ее рамок, охватывающих первые 10–15 лет жизни человека. Социализация начинает трактоваться как «развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе освоения и воспроизводства культуры общества, и прежде всего – норм морали и права данного общества» [2, с. 64]. Это влияет на изменение информационного и образовательного поведения молодежи, которая демонстрирует адаптацию к динамичным изменениям окружающей цифровой среды. Со стороны новых поколений ценности проявляются в поиске путей решения задач с наименьшими затратами (временными, пространственными, интеллектуальными). Эти ценности могут проявляться как в позитивном, так и в негативном ключе, в зависимости от направленности личности субъекта.
3 Ценности неоднородны; существуют различные подходы к их ранжированию и систематизации. Ставший уже традиционным, подход М. Рокича предлагает разделение ценностей на терминальные и инструментальные [3]. Современные исследования показывают относительную подвижность этой структуры, в частности, наблюдается тенденция преобладания персональных ценностей над общественными [4], изменение понимания сущности образования как инструментальной ценности, а не терминальной (понимание его как результата, а не процесса) [5].
4 Сегодня в системе ценностей человека существует еще одна группа – это ценности цифровой образовательной среды, обусловленные ее особым потенциалом – открытостью, многообразием связей с внешней средой, инструментальностью, возможностью накопления цифровых следов и продуктов действий пользователей на соответствующих цифровых платформах. Эту группу можно отнести как к ценностям инструментального, так и терминального типа: инструментальный характер проявляется в возможности субъекта использовать цифровую среду и ее инструменты как средство достижения своих целей; терминальный характер проявляется в накоплении информационных ресурсов, продуктах деятельности субъектов среды, в которых аккумулируются, отражаются, осмысливаются и транслируются окружающим основополагающие ценности общества и каждого конкретного человека (пользователя). Открываются возможности притока новой информации, знаний, передового опыта не только на родном, но и на иностранных языках; гибких сетевых связей и масштабирования коммуникаций, вплоть до междисциплинарных и межкультурных; многообразия замыкания обратных связей не только с пользователями цифровой среды, но и с машиной, с искусственным интеллектом.

всего просмотров: 113

Оценка читателей: голосов 0

1. Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. №: 6 (20). С. 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.08.2023). DOI: 0421100116/0061.

2. Разуваев С.Г. Социализация современного студенчества как теоретическая проблема // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 63–66.

3. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. 1973. № 5. С. 20–28.

4. Андриенко О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 1 (26). С. 192–195.

5. Брызгалина Е.В., Смирнова А.А. Российское образование: от локальных практик к глобальным трендам (заметки о форуме «Образование России» / Edu Russia) // Проблемы современного образования. 2017. № 3. С. 126–136.

6. Носкова Т.Н. Дидактика цифровой среды: монография. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2020. 383 с.

7. Яковлева О.В. Модель ценностей цифровой образовательной среды как ориентир профессионального воспитания будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. № 5. С. 561–568. DOI: 10.30853/ped20230082.

8. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.

9. Колесникова И.А. Образовательные стратегии // Известия ВГПУ. 2006. № 1. С. 15–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-strategii-1 (дата обращения: 30.07.2023).

10. Терентьев К.Ю. Образовательные стратегии российской молодежи: к построению типологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2016. № 2. С. 17–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-strategii-rossiyskoy-molodezhi-k-postroeniyu-tipologii (дата обращения: 30.07.2023).

11. Социальные медиа и образовательные практики: учебно-методическое пособие / Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова, Е.А. Тумалева [и др.]; под ред. Т.Н. Носковой. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2021. 195 с.

12. Байрыева Ч. Современные методы обучения с использованием модели SAMR // Мировая наука. 2022. № 10 (67). С. 98–101. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-obucheniya-s-ispolzovaniem-modeli-samr (дата обращения: 02.08.2023).

13. Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А. Цифровая таксономия Блума и модель цифровой трансформации образования в учебном процессе вуза // Информатика и образование. 2019. № 6. С. 42–48.

14. Гобыш А.В. Опыт внедрения цифровых технологий в математическую подготовку инженеров // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2023. № 1 (62). С. 176–185 DOI: 10.26456/vtpsyped/2023.1.176

15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986. 168 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх