Вектор иноязычного профессионального образования – российская гражданская идентичность

 
Код статьиS181570410028079-1-1
DOI10.54884/S181570410028079-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Начальник отдела сопровождения проектов по развитию педагогических вузов
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Заместитель начальника управления взаимодействия с педагогическими вузами
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы9-18
Аннотация

Статья рассматривает ценностно-целевые стратегии модернизации иноязычного профессионального образования в условиях выхода России из Болонского процесса. Целью исследования стал выбор вектора развития иноязычного профессионального образования с позиций сохранения всего позитивного и приемлемого, а также пересмотр ряда постулатов, не учитывающих ценностно-целевые, нормативные и духовно-нравственные основы российской образовательной политики. Исследовательский инструментарий включал наряду с теоретическими методами, основанными на традиционных российских ценностях, эмпирические методы анкетирования, опроса и наблюдения за процессом иноязычного образования в ряде вузов страны. Новизна исследования состоит в обновлении целей иноязычного профессионального образования, ценностные ориентиры которого направлены на формирование, сохранение и укрепление российской гражданской идентичности у будущих специалистов в процессе иноязычного профессионального образования. Эти ориентиры представлены отечественной концепцией «Аксиология иноязычного образования» и методологией «Профессиональная лингводидактика», способствующими становлению и развитию научно-образовательного суверенитета России. Данные научные направления доказали свою перспективность в процессе их трансформации в инновационную практику образовательных программ и курсов. Синергия духовно-нравственных ценностей в рамках аксиологии иноязычного образования и профессиональных компетенций специалиста, формируемых в контексте профессиональной лингводидактики, создает условия для проявления российской гражданской идентичности и профессионального самосовершенствования будущих специалистов в процессе равноправного взаимовыгодного научно-экономического партнерства в многополярном мире.

Ключевые словаБолонская система, национальная система высшего образования, научно-образовательный суверенитет, аксиология иноязычного образования, профессиональная лингводидактика, российская гражданская идентичность
Источник финансированияРабота выполнена в рамках государственного задания по теме НИР «Исследование ценностных ориентаций педагогических работников» (регистрационный номер ЕГИСУ НИОКТР 1023012400075-5-5.3.1)
Получено27.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов19606
Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Выход России из Болонской системы способствует созданию в нашей стране собственной уникальной системы образования будущего, которая предоставит максимальное пространство возможностей для каждого студента [1] и создаст условия обретения ею научно-образовательного суверенитета. Научно-образовательный суверенитет – это уникальная способность нашей научно-педагогической школы воспитывать и формировать ученых и специалистов мирового уровня с широким кругозором, фундаментальными познаниями, независимым интеллектом и мощной творческой интуицией [2]. Это не отказ от многостороннего сотрудничества, открытости и гибкости. Это приверженность идеям гуманизма, духовно-нравственным ценностям родной культуры, принципам российской гражданской идентичности и равностатусности. Закономерно рассматривать заявленную цель на примере гуманитарных наук, которые изучают человека в сфере его духовной, нравственной, общественной и культурной деятельности [3]. Речь идет о ценностно-целевых основах личностного и гражданского воспитания молодежи, фундамент которых закладывается гуманитарными науками [4]. Дисциплина «Иностранный язык» (ИЯ), на примере которой рассматриваются ценностно-целевые задачи реформирования высшего образования, являясь гуманитарным предметом, обязательным на всех уровнях и для всех направлений подготовки, призван выполнять эту гуманитарную миссию в формировании личности будущего специалиста-профессионала в любой области знаний.
2 Теоретическая база исследования исходила из ключевых положений отечественного образования, представляющего собой социокультурный институт, имеющий высокую репутацию в мировом образовательном пространстве. Исследователь Л.В. Хведченя в этой связи обращает внимание на историческую миссию российских университетов и ее уникальную роль в формировании особого просветительского духа, где честь, нравственность и внутренняя человеческая независимость ценились не менее профессиональных знаний [5]. Выделенные ценности воспитания – поиск истины, уважение к разуму, стремление к совершенствованию и идеалу, идейность, готовность служить на благо общества – определяют основу традиционных российских ценностей, создающих национальный уклад жизни, который представлен в образовательном процессе гуманитарных дисциплин. Исследователь Замараева Е.И. убеждает в приоритетности их изучения, так как характеристики гуманитарного знания представляют собой фундамент формирования у молодежи социального интеллекта, патриотизма, гражданской и личной ответственности [4].
3 Вопрос образования является крайне важным для будущего развития страны. В публикациях по итогам проведения Международного форума «Аксиология иноязычного образования в контексте педагога будущего» указывается, что система ценностей, формируемая сегодня у студентов (будущих учителей иностранного языка) в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузах, на долгие годы будет определять содержание мировоззренческого поля, направленного на формирование личности обучающегося, его российской гражданской идентичности. Реализуясь в качестве набора жизненных принципов, данная система будет выступать основой социальной регуляции, определяя содержание (иноязычного) образования будущего [6]. Именно поэтому к проблеме формирования системы ценностей будущего специалиста (педагога) в настоящее время приковано внимание профессионально-педагогической общественности. На эти цели направлены документы государственной образовательной политики, среди которых: – Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 № 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом». Концепция нацелена на международное культурно-гуманитарное сотрудничество, которое призвано создавать благоприятные условия для реализации внешнеполитических задач, способствовать налаживанию конструктивного диалога и преодоления разногласий с партнерами [7]; – «Основы государственной культурной политики», которые определяют теоретико-нормативную базу реформирования национальной системы высшего образования. В документе подчеркивается, что государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны, укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплочения российского общества, повышения качества жизни в Российской Федерации [8].

1. Васильева А. Минобрнауки подтвердило «Ъ» намерение отказаться от Болонской системы // Коммерсантъ. 2022. 24 мая. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5367629?tg (дата обращения: 23.06.2023).

2. Миронов С.М. Мы обязаны защитить научно-образовательный суверенитет России // Миронов. 6 октября, 2020. URL: https://mironov.ru/moya-pozitsiya/my-obyazany-zashhitit-nauchno-obrazovatelnyj-suverenitet-rossii/ (дата обращения: 23.06.2023).

3. Юдин Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям (окончание) // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 104–110.

4. Замараева Е.И. Проблемы гуманитарного знания в эпоху тотальной цифровизации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12. № 4. С. 45–50. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-4-45-50.

5. Хведченя Л.В. Содержание иноязычного образования: история и современность: монография. Минск: Издательский центр БГУ, 2002. 275 с.

6. Аксиология иноязычного педагогического образования: монография // по итогам Международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков. Москва, 6–7 декабря 2019 г. / Ариян М.А. и др.; под ред. А.К. Крупченко, С.В. Чернышова. М.: МПГУ, 2020. 376 с.

7. Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 № 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/48280 (дата обращения: 25.06.2023).

8. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 25.06.2023).

9. Европейская система уровней владения иностранным языком. URL: https://mipt.ru/education/chair/foreign_languages/articles/european_levels (дата обращения: 29.06.2023).

10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических вузов и факультетов иностранных языков высших учебных заведений. 3-е изд. М.: Академия, 2006. 336 с.

11. Krupchenko A., Zharkova T., Inozemtseva K. Axiology of Foreign Language Education // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. Vol. 86. Р. 467–474.

12. Барышников Н.В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации: учебник. Москва: Издательский Дом «Инфра-М», 2018. 368 с.

13. Krupchenko A.K. Professional linguodidactics as the cutting-edge advanced approach to foreign language teaching in TVET: ESP vs. CLIL. 11th International Technology, Education and Development Conference: Сonference proceedings, Valencia, Spain, 06–08 March 2017 / Edited by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres. IATED Academy. Valencia, Spain: International Academy of Technology, Education and Development Academy, 2017. P. 2863–2868. DOI: 10.21125/INTED.2017.0077.

14. Hutchinson Т., Waters A. English for specific purposes. A learning centered approach. Cambridge University Press, 1987. 183 p.

15. Крупченко А.К. Аксиологические ориентиры профессиональной лингводидактики: от диссертации к научной школе. Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: электронный сборник. Выпуск IX. Минск: Белорусский государственный университет, 2019. С. 181–184.

16. Иноземцева К.М., Труфанова Н.О., Крупченко А.К. Модель повышения квалификации преподавателя иностранного языка технического вуза // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 147–158. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-1-147-158.

17. Мажарова А.Г. Организация обучения иностранному языку в системе высшего нелингвистического образования на основе принципов профессиональной лингводидактики // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2016. Т. 2. С. 39–40.

18. Рубцова А.В., Алмазова Н.И. Стратегия развития профессионально ориентированного иноязычного образования в высшей школе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 2. С. 107–114. DOI: 10.18721/JHSS.8212.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх