Концептуальные основы прогнозирования обеспечения педагогическими кадрами региональной системы общего образования

 
Код статьиS181570410028062-3-1
DOI10.54884/S181570410028062-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: начальник управления
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская ФедерациАкадемия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерациия, Москва
Должность: доцент
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация
Должность: начальник отдела
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы175-191
Аннотация

В рамках управления сферой общего образования важным объектом прогнозирования выступает кадровое обеспечение общеобразовательных организаций в регионе. Методология такого прогнозирования в настоящее время находится в процессе становления. В статье уточнены цель, основные функции и задачи прогнозирования обеспечения педагогическими кадрами региональной системы общего образования. Предложен авторский подход к такому прогнозированию, основанный на принципах регионального регулирования, целостности объекта прогнозирования, многомерности детерминирующего пространства, вариантной зависимости, сценарного моделирования. Подход ориентирован на определение роли и механизмов регионального регулирования кадрового обеспечения общего образования; описание региональной системы кадрового обеспечения общего образования в целостном виде как объекта прогнозирования; системное обоснование n-мерного пространства, детерминирующего данный объект; выявление существенных зависимостей объекта прогнозирования в детерминирующем пространстве; соотнесение прогностических данных с различными сценариями кадрового обеспечения общего образования в регионе;  необходимое подтверждение правомерности выполненных концептуальных построений.

Ключевые словарегиональная система общего образования, прогнозирование кадрового обеспечения общего образования, региональная потребность в педагогических кадрах, концептуальные основы прогнозирования, функции прогнозирования, задачи прогнозирования, принципы прогнозирования
Источник финансированияработа выполнена в рамках государственного задания 073-00075-23-04 по теме «Концепция и модель прогнозирования обеспечения педагогическими кадрами систем образования субъектов Российской Федерации» (регистрационный номер ЕГИСУ НИОКТР 1023012400077-3-5.3.1)
Получено25.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов44527
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В настоящее время вузы и колледжи осуществляют подготовку выпускников по широкому спектру педагогических специальностей и направлений. Количество бюджетных мест на педагогические специальности и направления ежегодно увеличивается. Осуществляется профессиональная переподготовка кадров с присвоением квалификаций педагогической направленности в системе дополнительного профессионального образования.
2 Однако предпринимаемые усилия не обеспечивают в полной мере потребность организаций общего образования в педагогических кадрах, не снимают проблему роста вакансий учителей в школах, старения педагогических кадров. В сравнении с другими специальностями и направлениями подготовки выпускники колледжей и вузов по педагогическим направлениям не всегда трудоустраиваются по полученной специальности, что приводит к неэффективному расходованию государственных средств на подготовку таких специалистов. Ряд молодых педагогов уходят из образовательных организаций в первые три года работы, не выдерживая высокой психологической напряженности.
3 В регионах России проблема с педагогическими кадрами имеет свою специфику и стоит с разной остротой. Необходимым условием для ее решения выступает прогнозирование региональных ресурсов кадрового обеспечения общего образования в среднесрочной перспективе. Вместе с тем, следует констатировать, что концептуальные основания и методология такого прогнозирования в педагогической науке недостаточно разработаны. В этой связи прогнозирование как инструмент принятия управленческих решений неизбежно теряет свою эффективность.
4 Следует отметить, что за рубежом исследования, посвященные кадровым проблемам школы, довольно распространены. В них обсуждаются причины и последствия многолетнего дефицита квалифицированных учителей [1–3], проблемы старения педагогического корпуса, разрыва в менталитете учителей и школьников, между личными ресурсами и профессиональными требованиями к педагогам [4; 5]. Но, как правило, в работах зарубежных ученых не рассматриваются подходы к прогнозному моделированию кадровой ситуации в школьном образовании, методология прогнозной оценки ресурсных возможностей системы подготовки педагогических кадров.
5 Методологическая база исследования. Методологическую базу исследования составили: – анализ стратегических и нормативно-правовых документов Российской Федерации, определяющих приоритеты, целевые ориентиры подготовки педагогических работников и обеспечения образовательной системы РФ педагогическими кадрами; – анализ и обобщение имеющихся научных исследований по вопросам прогнозирования кадровой потребности, в том числе в образовании; – обоснование концептуального подхода к прогнозированию региональной ситуации «обеспечения педагогическими кадрами школьного образования в среднесрочной перспективе» на основе вариативных зависимостей четырех типов: «кадровая потребность – трендовые узлы», «кадровая потребность – устойчивость кадрового состава», «кадровая потребность – эффективность региональной системы кадровой подготовки», «кадровая потребность – эффективность механизмов кадровой поддержки».

всего просмотров: 101

Оценка читателей: голосов 0

1. Lohmann M.J., White B., Johnson K.A. Increasing the rural special education teacher pipeline through asynchronous online instruction: a program description of the Colorado Christian University alternative certification program // Rural Special Education Quarterly. 2019. № 38 (3). Рp. 151–161.

2. García P.A., Moser K.M., Davis-Wiley P. Facing reality: A survey of methods instructors perspectives on world language teacher development // Foreign Language Annals. 2019. № 52 (1). Рp. 165–183.

3. See B.H., Gorard S. Why don’t we have enough teachers? A reconsideration of the available evidence // Research Papers in Education. 2020. № 35 (4). Рp. 416–442.

4. Langset I.D., Jacobsen D.Y., Haugsbakken H. Digital professional development: towards a collaborative learning approach for taking higher education into the digitalized age // Nordic Journal of Digital Literacy. 2018. № 13 (1). Pp. 24–39.

5. Sottimano I., Guidetti G., Converso D., Viotti S. We cannot be “forever young”, but our children are: A multilevel intervention to sustain nursery school teachers’resources and well-being during their long work life cycle // PLoS One. 2018. № 13 (11). URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6211713 (дата обращения: 08.02.2023).

6. Давидюк Е.С. Прогнозное моделирование для мониторинга и управления кадровым обеспечением программ регионального развития /Е.С. Давидюк, М.С. Шишаев, В.В. Быстров. Методологические проблемы управления макросистемами: материалы докладов. Апатиты: Кольский научный центр РАН, 2018. С. 65–69.

7. Мокроносов А.Г. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке кадров: монография / А.Г. Мокроносов и др. Екатеринбург: РГППУ, 2010. 111 с.

8. Васильева З.А. Разработка методики прогнозирования спроса и предложения на рынке труда и образовательных услуг экономики муниципальных образований Красноярского края / З.А. Васильева, И.В. Филимоненко, Н.В. Разнова. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. Всерос. науч.-практ. интернет-конф. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2008. С. 54–55.

9. Егорова Н.Е. Моделирование кадровой потребности предприятий и отраслей экономики / Н.Е. Егорова, Я.В. Ярошенко // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 75–83.

10. Фролов Ю.В., Офицеров В.П. Стратегия образования: основы формирования, методы оценки и прогнозирования. М.: Изд-во МГПУ, 2003.

11. Фролов Ю.В., Офицеров В.П., Офицеров М.В. Прогнозирование потребности в педагогических кадрах в процессе формирования стратегии региональной системы образования // Экономика образования. 2012. № 3 (70). С. 50–64.

12. Соломко М.Н. Проблемы составления долгосрочных бюджетных прогнозов на муниципальном уровне // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2020. № 3 (104). С. 76–84.

13. Левина В.В. Особенности и проблемы применения долгосрочного бюджетного планирования на муниципальном уровне // Налоги и финансы. 2016. № 4. С. 24–34.

14. 12 регионов России показали наиболее успешные практики поддержки учителей в 2022 году. URL: https://edu.gov.ru/press/6368/ (дата обращения: 08.04.2023).

15. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.

16. Матросов В.Л., Артамонов Г.А., Матросов С.В. Отечественная практика подготовки учителей двух предметов: история вопроса и перспективы реализации в рамках ФГОС третьего поколения // Инновационные процессы в образовании. 2000. № 1. С. 7–12.

17. Очерки истории Московского педагогического государственного университета. М., 2002.

18. Рейтинг стран по трудовым мигрантам. URL: https://topreytings.ru/reyting-stran-po-trudovym-migrantam/ (дата обращения: 28.08.2023).

19. В России побит шестилетний рекорд по числу прибывших трудовых мигрантов. URL: https://www.bfm.ru/news/506240#:~:text=В%20топ-5%20стран%2C (дата обращения: 08.04.2023).

20. Рейтинг федеральных округов РФ по межрегиональной трудовой миграции в 2022 году. URL: https://up74.ru/articles/news/149046/ (дата обращения: 08.08.2023).

21. Русина А.Н., Карпычева О.В. Моделирование сценарных условий прогнозирования кадровой потребности экономики региона // Экономика труда. 2017. № 4. С. 309–322.

22. Шелкунова Т.Г. Сценарный подход в стратегическом управлении региональным развитием // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 7. С. 87–91.

23. Нестеров А.К. Прогнозирование в управлении / Энциклопедия Нестеровых. URL: https://odiplom.ru/lab/prognozirovanie-v-upravlenii.html (дата обращения: 08.04.2023).

24. Прогнозирование и планирование деятельности предприятия: учебное пособие / сост. Ж.Н. Моисеенко. Донской ГАУ, 2019. 154 с.

25. Ковалев Н.С., Садыгов Э.А., Куликова Е.В., Барышникова О.С. Основы прогнозирования и использования земельных ресурсов: учебное пособие. Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра Первого, 2015. 296 c.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх