Развитие цифровых компетенций современного педагога общеобразовательной организации

 
Код статьиS181570410028053-3-1
DOI10.54884/S181570410028053-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы76-84
Аннотация

Актуализируется вопрос развития цифровых компетенций современного педагога общеобразовательной организации в условиях построения новой высокотехнологичной экономики, основанной на цифровых технологиях. Представлен понятийный аппарат тезауруса цифровых компетенций педагога в условиях цифровой трансформации образования (от непрерывного образования – к непрерывному личностному развитию). Актуализируется проблема развития навыков применения современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы. Разработан методический инструментарий выборочного исследования для проектирования модели цифровых компетенций педагога общеобразовательной организации. Объектами исследования выступили 16 регионов из 8 федеральных округов Российской Федерации. Выборка исследования направлена на определение потенциала ключевых цифровых компетенций педагогов в результате освоения программ повышения квалификации, проводимых региональными институтами развития образования. Представлены результаты анализа цифровых компетенций и их сопоставимость с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Сделан вывод о необходимости проектирования цифровой образовательной среды развития цифровых компетенций педагога общеобразовательной организации средствами информального образования.

Ключевые словаобщеобразовательная организация, педагог, профессиональный стандарт, программы повышения квалификации, цифровые компетенции, цифровая образовательная среда
Источник финансированияисследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 25.08.2023 № 073-00071-23-05 по теме «Методология проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования»
Получено25.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов17319
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В современных условиях развития национального образования, с учетом интенсивного развития цифровых технологий важнейшими шагами в повышении качества общего образования являются достижение «цифровой зрелости» в сфере общего образования и развитие цифровых компетенций педагога.
2 В соответствии с федеральным проектом «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» [1] необходимо создать условия для подготовки высококвалифицированных педагогов, обладающих актуальными компетенциями в сфере современных технологий, в том числе цифровых. Это определяет сферу научного интереса к проблеме научно-методического сопровождения повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций.
3 На этапе трансформации образования (от непрерывного образования – к непрерывному личностному развитию), пересмотра существующих подходов и моделей обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности, целесообразно использовать профиль цифровых компетенций для педагога общеобразовательной организации. В связи с этим значимость исследования определена в конкретизации категории «цифровая компетенция», в выявлении потенциала формирования ключевых цифровых компетенций посредством реализации программ повышения квалификации и профессиональных программ переподготовки педагогических работников общеобразовательных организаций.
4 В последнее время понятийный аппарат тезауруса цифровых компетенций педагога в условиях цифровой трансформации образования конкретизируется многими научными исследователями, имеет место противоречивость толкования категорий, связанных с работой педагога в цифровой образовательной среде. Исследования, посвященные данному феномену, раскрываются в трудах И.А. Зимней [2], Ж.С. Соболевой [3], А.Н. Щукина [4], М.В. Токаревой [5] и др. За рубежом исследованиями цифровой компетенции и цифровой компетентности занимались S. Carretero [6], V.S. Chouhan [7], G. Falloon [8], G. Fransson [9], L. Ilomaki [10], C. Woodruffe [11] и др.
5 В профильной литературе под цифровыми компетенциями (digital competencies) понимают способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий [12]. Цифровые компетенции описывают как набор знаний и умений, необходимых для использования цифровых технологий в деятельности педагога [5]. Цифровая грамотность, формирование и развитие цифровых компетенций представляются как формирование знаний, умений и навыков в процессе формального и неформального обучения, развитие склонностей и формирование ценностей в процессе профессиональной подготовки и приобретение опыта в процессе профессиональной деятельности, стажировок, информального образования.
6 Таким образом, в условиях меняющейся парадигмы национальной системы образования необходимо по-новому рассматривать содержание профессиональных компетенций педагога общего образования в целях развития его профессионализма, повышения уровня его цифровых компетенций как совокупности умений и знаний, необходимых для выполнения трудовых действий с использованием цифровых технологий.

всего просмотров: 118

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 31.07.2023).

2. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4. С. 16–31.

3. Соболева Ж.С. Теоретические предпосылки формирования понятий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция» // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2019. № 13. С. 110–114.

4. Щукин А.Н. Компетенция или компетентность. Взгляд методиста на актуальную проблему лингводидактики // Русский язык за рубежом. 2008. № 5. С. 14–20.

5. Токарева М.В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (52). С. 133–140.

6. Carretero S. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use / S. Carretero, R. Vuorikari, Y. Punie. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017.

7. Chouhan V.S. Understanding Competencies and Competency Modeling – A Literature Survey // IOSR Journal of Business and Management (IOSR-JBM). 2014. Vol. 16. Iss. 1, ver. I (Jan.). Pp. 14–22.

8. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Education Tech Research Dev. 2020. № 68. Pp. 2449–2472.

9. Fransson G. Adequate digital competence – a close reading of the new national strategy for digitalization of the schools in Sweden. Seminar. Net. 2018. № 14 (2). Pp. 217–228.

10. Ilomaki L. What is digital competence? Linked portal / L. Ilomaki, M. Lakkala, A. Kantosalo. Brussels, European Schoolnet (EUN), 2011.

11. Woodruffe C. What is meant by a competency? // Leadership & Organization Development Journal. 1993. № 14. Pp. 29–36.

12. Чечель И.Д. Профессиональная компетентность руководителя общеобразовательного учреждения // Управление образованием. 2012. № 1 (5). С. 93–101.

13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”».

14. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на начало 2022/23 учебного года. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/70ecc3b178e0b8397d234697c42e0ad8/ (дата обращения: 31.07.2023).

15. Золотова Д.Р. Цифровые образовательные ресурсы: понятие и классификация // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: Материалы XVIII Международной научно-практической Internet-конференции, Тамбов, 30 мая 2022 года. Тамбов: Издательский дом «Державенский», 2022. С. 121–127.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх