Профессиональное выгорание педагогов: причины и факторы риска

 
Код статьиS181570410027993-7-1
DOI10.54884/S181570410027993-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры
Аффилиация: Государственное и муниципальное управление университета «Синергия», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы85-92
Аннотация

Проблема профессионального выгорания существует давно и до сих пор не обходит стороной представителей педагогических профессий (учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования и др.). Однако, как правило, симптомы, причины, факторы, влияющие на появление этого состояния, а также способы борьбы с ним, зачастую не зависят от профессиональной сферы и в основном являются одинаковыми для представителей совершенно разных профессий (в частности, профессий социального типа). Труд педагогов связан с большим количеством интенсивного общения, в том числе с наличием высокой степени ответственности в общении, интеллектуальными перегрузками и высокой эмоциональной напряженностью, что делает его более подверженным синдрому выгорания. В статье изучены причины профессионального выгорания педагогов. На основе авторского опыта предложены способы борьбы с рассматриваемым синдромом.

Ключевые словавыгорание, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, стресс, профессиональное выгорание учителя
Получено10.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов12053
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Проблема профессионального выгорания изучается уже давно, но до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: что такое профессиональное выгорание? Для определения рассматриваемого в статье понятия обратимся к некоторым отечественным и зарубежным источникам.
2 В словаре по психологии Американской психологической ассоциации по запросу «выгорание» появляется следующее определение (термин «профессиональное выгорание» / “professional burnout” отсутствует): эмоциональное выгорание – это «физическое, эмоциональное или умственное истощение, сопровождающееся снижением мотивации, снижением производительности и негативным отношением к себе и другим. Это результат работы на максимальном уровне до тех пор, пока стресс и напряженность, особенно от экстремальных и длительных физических или умственных нагрузок или непосильной рабочей нагрузки, не возьмут свое» [1].
3 В отечественном словаре выгорание определяется как «чувство психической опустошенности и усталости, безэнергетичности вследствие напряженной работы с клиентом, пациентом или группой. В отличие от просто усталости часто приобретает признаки хронического состояния» [2, c. 8].
4 В Международной классификации болезней (МКБ-11), представленной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), выгорание характеризуется как профессиональное явление, но не относится к болезням (не классифицируется как медицинское состояние) и определяется следующим образом: «эмоциональное выгорание – это синдром, рассматриваемый как результат хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось успешно справиться. Оно характеризуется тремя аспектами: 1) чувством истощения энергии; 2) повышенной мысленной дистанцированностью от своей работы или чувствами негативизма или цинизма, связанными с работой; и 3) чувством неэффективности и отсутствия достижений. Выгорание относится конкретно к явлениям в профессиональном контексте и не должно применяться для описания опыта в других сферах жизни» [3].
5 Таким образом, под профессиональным выгоранием будем понимать синдром, который сопровождается разного рода истощением (физическим, эмоциональным, психологическим, умственным), состоянием хронической усталости и напрямую связан с процессом выполнения профессиональной деятельности. Согласимся с высказыванием М. Грабе: «Выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдает слишком много энергии и практически не восполняет ее» [4, c. 6].
6 Материалы исследования. Исследований как отечественных, так и зарубежных в области изучения выгорания представителей разных профессий проводится множество. Они посвящены вопросам определения понятия «профессиональное выгорание», изучению причин, факторов, влияющих на появление синдрома выгорания, способам борьбы с данным явлением и др. В данной статье приведем результаты лишь некоторых из них.

всего просмотров: 109

Оценка читателей: голосов 0

1. APA Dictionary of Psychology. Burnout // American Psychological Association. URL: https://dictionary.apa.org/burnout (дата обращения: 03.07.2023).

2. Енгалычев В.Ф. Псислэнг, или словарь профессионального жаргона психологов. Калуга-Обнинск-Москва: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 1997. 25 с.

3. ICD-11. International Classification of Diseases 11th Revision. The global standard for diagnostic health information // World Health Organization (WHO). URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id.who.int/icd/entity/129180281 (дата обращения: 05.07.2023).

4. Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять: Пер. с нем. СПб.: Речь, 2008. 96 с.

5. Freudenberger H.J. Staff Burn-Out // Journal of Social Issues. 1974. № 30 (1). P. 159– 165.

6. Freudenberger H.J. Executive burnout // Lecture Delivered at The Harvard Business Club, New York, N. Y. October, 23, 1981 // Burnout Global. URL: https://img1.wsimg.com/blobby/go/a42283e1-f835-473d-a023-b8b6bf40c500/downloads/Executive%20Burnout.pdf?ver=1619130579912 (дата обращения: 05.07.2023).

7. Gallup’s Perspective on Employee Burnout: Causes and Cures // Gallup, Inc. URL: https://www.gallup.com/workplace/282659/employee-burnout-perspective-paper.aspx (дата обращения: 05.07.2023).

8. Выгорание: 46% россиян не имеют мотивации выполнять рабочие задачи // Институт общественного мнения «Анкетолог». URL: https://iom.anketolog.ru/2023/04/24/vygoranie (дата обращения: 05.07.2023).

9. Wigert B., Agrawal S. Employee Burnout, Part 1: The 5 Main Causes // Gallup, Inc. URL: https://www.gallup.com/workplace/237059/employee-burnout-part-main-causes.aspx (дата обращения: 03.07.2023).

10. Wigert B., Agrawal S. Employee Burnout, Part 2: What Managers Can Do // Gallup, Inc. URL: https://www.gallup.com/workplace/237119/employee-burnout-part-2-managers.aspx (дата обращения: 03.07.2023).

11. Wigert B., Agrawal S. Employee Burnout, Part 3: How Organizations Can Stop Burnout // Gallup, Inc. URL: https://www.gallup.com/workplace/237119/employee-burnout-part-2-managers.aspx (дата обращения: 03.07.2023).

12. Опрос: выгорание // Группа компаний HeadHunter. URL: https://hhcdn.ru/file/17353373.pdf (дата обращения: 05.07.2023).

13. Job burnout: How to spot it and take action // Mayo Foundation for Medical Education and Research (MFMER). URL: https://www.mayoclinic.org/healthy-lifestyle/adult-health/in-depth/burnout/art-20046642 (дата обращения: 03.07.2023).

14. Smith M., Segal J., Robinson L. Burnout Prevention and Treatment // HelpGuide.org. URL: https://www.helpguide.org/articles/stress/burnout-prevention-and-recovery.htm (дата обращения: 03.07.2023).

15. Shamporova Yu. How to start your writing career – advice from the greats of Russian literature // Russia Beyond. URL: https://www.rbth.com/arts/327791-how-to-start-your-writing-career-advice-from-russian-writers (дата обращения: 03.07.2023).

16. Тимошкина Н.А. Педагогическое мастерство как основа профессиональной деятельности современного педагога // Труды Института бизнес-коммуникаций. Сборник научных статей / gод общей ред. М.Э. Вильчинской-Бутенко. Санкт-Петербург, 2021. С. 65 – 68.

17. Тимошкина Н.А. Самовоспитание и самообразование как пути развития педагогического мастерства современного учителя / Н.А. Тимошкина, Т.М. Демина // Вопросы педагогики. 2022. № 1–2. С. 325–328.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх