ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМАНДЫ СТУДЕНТОВ

 
Код статьиS181570410026351-1-1
DOI10.54884/S181570410026351-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: соискатель
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы137-143
Аннотация

В статье анализируются актуальность и востребованность в современном образовании идей академика Игоря Петровича Иванова. Отмечается понимание необходимости использования метода коллективных творческих дел при подготовке специалистов в условиях командной деятельности. Дано обоснование базового методологического фундамента исследования с опорой на особенности федеральных государственных образовательных стандартов, рассмотрение проблем качества образования с учетом специфики командной деятельности студентов в выбранной профессии. Описан алгоритм создания и функционирования профессиональной команды студентов, его стадии. Определены образовательно-развивающие эффекты, достигаемые благодаря результатам исследования

Ключевые словакачество образования, среднее профессиональное образование, коллективное творческое дело, профессиональная команда студентов
Получено24.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов12117
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Педагогическая система академика И.П. Иванова и его последователей – это сложный комплекс теоретических положений и новаторских идей, в которых заложен механизм реализации современных педагогических взглядов и технологий. В его педагогической системе обоснованы положения, на которых сегодня базируются актуальные педагогические исследования в сфере коллективизма и командообразования.
2 В трудах академика И.П. Иванова коллектив рассматривается прежде всего как объединение людей, в котором существует общая забота о своих товарищах, их деятельности, окружающем мире. Отличительной чертой этого учения является предложенная великим педагогом методика коллективной творческой деятельности, согласно которой каждый участник имеет возможность в рамках этой заботы развить свои личностные качества и реализовать свои возможности на благо коллектива, приобрести опыт творчества как индивидуального, так и коллективного [1].
3 Для исследования обучения студентов в профессиональной команде в условиях среднего профессионального образования (СПО) выделены ведущие идеи Игоря Петровича Иванова, одна из которых заключается в рассмотрении творчества как свободы обучающихся в процессе самореализации в социуме. Именно социальное и профессиональное творчество сегодня дают возможности студентам профессиональных образовательных организаций для развития эмоционально-нравственных и созидательных качеств личности, создают условия для формирования продуктивного отношения к сфере жизнедеятельности [2].
4 Актуальная идея, положенная в основу методики работы с профессиональной командой студентов, заключается в том, что коллективная творческая деятельность представлена И.П. Ивановым как двигатель формирования и развития творческой личности гражданской направленности [2].
5 По взглядам ученого именно понимание и культивирование заботы как основополагающего базиса позволят создать творческое содружество всех субъектов, в котором каждый участник развивается как свободная творческая личность, ориентированная на созидание и нравственную духовность [2].
6 Обобщая эти идеи, можно согласиться с ученым в том, что важнейшим условием развития личности является не принцип «труд–работа», а принцип «труд–забота». И.П. Иванов предложил эффективный инструментарий данного процесса – коллективная творческая созидательная деятельность на благо окружающих [2]. Большое внимание уделено исследованию особенностей коллектива и команды.
7 По мнению ученого команда – это педагогическая система гармонизации отношений конкретного человека с другими людьми, с обществом и с самим собой, которая дает реальный инструмент для достижения высшего уровня ее развития – коллектива.
8 В современных условиях снова становятся востребованными рабочие коллективы и, в частности, профессиональные команды. Сотрудники, обладающие такой компетенцией, как готовность к работе в команде, более конкурентоспособны на рынке труда и востребованы работодателями. Всемирный экономический форум ежегодно анализирует и составляет рейтинг наиболее востребованных среди работодателей навыков. Если в 2015 году навык «работа в команде» занимал пятую позицию, то сегодня он поднялся на новый уровень, уступив только параметрам креативности и умению решать сложные задачи [3; 4].

всего просмотров: 124

Оценка читателей: голосов 0

1. Иванов И.П. Коммунарское движение // Социальная педагогика. 2021. № 4. С. 61–75.

2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 130 с.

3. Рыбина О.В. Конкурсное движение как фактор подготовки студентов системы среднего профессионального образования к работе в профессиональной команде// Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2022. № 12. С. 3193.

4. Марон А.Е., Резинкина Л.В. Ведущие тенденции формирования новых компетенций специалистов для актуальных профессий будущего // Личность. Общество. Образование. Траектория профессионального роста педагога в условиях инновационной трансформации образовательной среды: Сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25–26 ноября 2021 г. 2021. С. 56–59.

5. Новиков П.Н. Среднее профессиональное образование и занятость: проблемы взаимодействия и партнерства // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С. 93–96.

6. Резинкина Л.В. Трудоустройство выпускников системы СПО: факторы и эффективные инструменты // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 4(48). С. 33–39.

7. Крючкова И.В., Жутаева Е.Н., Сизова Е.И., Серебрякова Е.А. Основные положения формирования профессиональной команды // Цифровая и отраслевая экономика. 2023. № 1(29). С. 28–38.

8. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. М.: Финансы и статистика, 2021. 544 с.

9. Быков Д.А. Формирование эффективной команды проекта // Молодой ученый. 2020. № 43 (333). С. 30–33.

10. Карякин А.М., Пыжиков В.В. Командная работа: основы теории и практики. ГОУ ВПО. Иваново, 2008. 212 с.

11. Груздев М.В., Тарханова И.Ю. Теория и методика профессионального образования// Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 48.

12. Федотова М.А. Технологии искусственного интеллекта при прогнозировании эффективности командной работы: опыт, проблемы и перспективы практических исследовании // Научный результат. Социология и управление. 2019. № 2. С. 93–106.

13. Семина А.П., Федотова М.А. Формирование и развитие эффективной команды // Московский экономический журнал. 2019. № 13. С. 580–587.

14. Латынина К.С., Цветкова Н.А. Профессиональные инструменты для использования в проектах школьных команд // Наука настоящего и будущего. 2021. Т. 2. С. 264–270.

15. Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха. СПб.: Питер, 2007. 400 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх