Произвольная регуляция у детей: структура и половозрастные различия

 
Код статьиS020595920008576-9-1
DOI10.31857/S020595920008576-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУ “НИИ физиологии и фундаментальной медицины, Новосибирский государственный университет
Адрес: Новосибирск, Российская Федерация, г. Новосибирск
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: НИИ физиологии и фундаментальной медицины
Адрес: г. Новосибирск, Россия
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБНУ НИИ физиологии и фундаментальной медицины
Адрес: ул. Тимакова, д. 4
Должность: Аспирант
Аффилиация: НИИ физиологии и фундаментальной медицины
Адрес: Российская Федерация, Новосибирск
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУ “НИИ физиологии и фундаментальной медицины”
Адрес: улица Тимакова, 4
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 3
Страницы53-65
Аннотация

В статье представлены результаты исследования произвольной регуляции у детей от 23 месяцев до 11 лет 7 мес (N = 302) в условиях лабораторного эксперимента. В исследовании адаптированы поведенческие батареи Г. Кочанска с коллегами для детей раннего и дошкольного возраста (22–78 мес) и разработана сопоставимая батарея заданий для старших дошкольников и младших школьников. При анализе согласованности оценок независимых наблюдателей с помощью коэффициентов интраклассовой корреляции непрерывных показателей и коэффициентов каппа дискретных показателей установлено, что показатели тестовых заданий отличаются хорошей надежностью. Исследование структуры экспериментальных показателей с помощью конфирматорного факторного анализа позволяет полагать, что в младшей возрастной группе (22–45 мес) произвольная регуляция имеет двухфакторную структуру, включающую компоненты выдержки и моторного контроля. В среднем и старшем дошкольном возрасте выделяется компонент подавления/инициации активности, в то время как у младших школьников экспериментальные показатели произвольной регуляции слабо связаны между собой. Установлена дискриминантная валидность экспериментальных показателей произвольной регуляции в отношении возраста и пола. Межполовые различия были невелики, а выраженные возрастные различия указывают на развитие произвольной регуляции и всех ее аспектов в детском возрасте. Полученные результаты позволили уточнить особенности развития произвольной регуляции у детей от раннего детского до школьного возраста.

Ключевые словаПроизвольная регуляция, дети, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, половозрастные особенности
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 16-18-00003)
Получено24.02.2020
Дата публикации08.05.2020
Кол-во символов29214
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1360

Оценка читателей: голосов 0

1. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. Е.Д. Хомской, В.А. Москвина. М., Оренбург, 2000. C. 132–152.

2. Виленская Г.А. Исполнительные функции: природа и развитие // Психологический журнал, 2016. Т. 37. № 4. С. 21–31.

3. Виленская Г.А. Контроль импульсивности детей дошкольного возраста // Сибирский психологический журнал. 2019. №. 72. С. 114–128.

4. Allan N.P., Lonigan C.J. Examining the dimensionality of effortful control in preschool children and its relation to academic and socioemotional indicators // Dev. psychol. 2011. V. 47. №. 4. P. 905.

5. Allan N.P., Lonigan C.J. Exploring dimensionality of effortful control using hot and cool tasks in a sample of preschool children // Journal experiment. child psychol. 2014. V. 122. P. 33–47.

6. Arbuckle J.L. Amos 17.0 User’s Guide. Chicago, IL: SPSS Inc., 2008.

7. Bakker M.P., Ormel J., Verhulst F.C., Oldehinkel A.J. Adolescent family adversity and mental health problems: The role of adaptive self-regulation capacities. The TRAILS study // Journal Abnorm. Child Psychol. 2011. V. 39. №. 3. P. 341–350.

8. Brock L.L., Rimm-Kaufman S.E., Nathanson L., Grimm K.J. The contributions of “hot” and “cool” executive function to children's academic achievement, learning-related behaviors, and engagement in kindergarten // Early Child.Resear.Quart. 2009. V. 24. №. 3. P. 337–349.

9. De Lisi M., Vaughn M.G. Foundation for a temperament-based theory of antisocial behavior and criminal justice system involvement // Journal Crim, Justice. 2014. V. 42. P. 10–25.

10. Dennis T.A., Brotman L.M., Huang K.Y., Gouley K.K. Effortful control, social competence, and adjustment problems in children at risk for psychopathology // Journal Clinic. Child and Adoles. Psychol. 2007. V. 36. №. 3. P. 442–454.

11. DeVellis R.F. Scale development: Theory and applications. Newbury Park, Calif: Sage, 1991.

12. Eisenberg N. Temperamental effortful control (Self-regulation). Retrieved from http://www.child-encyclopedia.com/temperament/accordingexperts/temperamental-effortful-control-self-regulation. 2012.

13. Eisenberg N., Valiente C., Eggum N. D. Self-regulation and school readiness // Early Educ. and Dev. 2010. V. 21. №. 5. P. 681–698.

14. Else-Quest N.M., Hyde J.S., Goldsmith H.H., Van Hulle C.A. Gender differences in temperament: A meta-analysis // Psychol. Bull. 2006. V. 132. P. 33–72.

15. Honomichl R.D., Donnellan M.B. Dimensions of temperament in preschoolers predict risk taking and externalizing behaviors in adolescents // Soc. Psychol. Person. Science. 2012. V. 3. P. 14–22.

16. Karreman A., Van Tuijl C., Van Aken M.A., Deković M. Parenting, coparenting, and effortful control in preschoolers // Journal Fam. Psychol. 2008. V. 22. №. 1. P. 30–40.

17. Kim S., Nordling J.K., Yoon J.E., Boldt L.J., Kochanska G. Effortful control in “hot” and “cool” tasks differentially predicts children’s behavior problems and academic performance // Journal Abnorm. Child Psychol. 2013. V. 41. №. 1. P. 43–56.

18. Kochanska G., Knaack A. Effortful control as a personality characteristic of young children: Antecedents, correlates, and consequences // Journal Pers. 2003. V. 71. №. 6. P. 1087–1112.

19. Kochanska G., Murray K., Coy K.C. Inhibitory Control as a Contributor to Conscience in Childhood: From Toddler to Early School Age // Child Dev. 1997. V. 68. P. 263–277.

20. Kochanska G., Murray K.T., Harlan, E.T. Effortful control in early childhood: continuity and change, antecedents, and implications for social development // Dev. Рsychol. 2000. V. 36. P. 220–232.

21. Lengua LJ. The contribution of emotionality and self‐regulation to the understanding of children’s response to multiple risk // Child Dev. 2002. V. 73. P. 144–161.

22. Lengua L.J. Associations among emotionality, self-regulation, adjustment problems, and positive adjustment in middle childhood // Journal App. Dev. Psychol. 2003. V. 24. №. 5. P. 595–618.

23. Macdonald J.A., Beauchamp M.H., Crigan J.A., Anderson P.J. Age-related differences in inhibitory control in the early school years // Child Neuropsychol. 2014. V. 20. P. 509–526.

24. Mischel W., Shoda Y., Rodriguez M.I. Delay of gratification in children // Science. 1989. V. 244. №. 4907. P. 933–938.

25. Moffitt T.E., Arseneault L., Belsky D., Dickson N., Hancox R.J., Harrington H., Caspi A. A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011. V. 108. P. 2693–2698.

26. Murray K.T., Kochanska G. Effortful control: Factor structure and relation to externalizing and internalizing behaviors // Journal Abnorm. Child Psychol. 2002. V. 30. P. 503–514.

27. Nigg J.T. Annual Research Review: On the relations among self‐regulation, self‐control, executive functioning, effortful control, cognitive control, impulsivity, risk‐taking, and inhibition for developmental psychopathology // Journal Child Psychol. and Psychiatry. 2017. 58. P. 361–383.

28. Rothbart M.K. Temperament, development and personality // Cur. Direct. in Psychol. Science. 2007. V. 16. P. 207–212.

29. Rothbart M.K., Sheese B.E., Rueda M.R., Posner M.I. Developing mechanisms of self-regulation in early life // Emot. Review. 2011. V. 2. P. 207–213.

30. Szűcs D., Soltész F., Bryce D., Whitebread D. Real-time tracking of motor response activation and response competition in a Stroop task in young children: a lateralized readiness potential study // Journal Cognit. Neuroscience. 2009. V. 21. P. 2195–2206.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх