ИГРОФИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СОТРУДНИЧАТЬ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 
Код статьиS181570410026350-0-1
DOI10.54884/S181570410026350-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Руководитель
Аффилиация: Клуб развития мышления «ВИНТ»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы129-136
Аннотация

В статье рассматривается актуальный тренд современного образования – игрофикация, анализируются причины повышения интереса к проблеме развития у старших подростков коммуникативных умений в очном и дистанционном общении. Обоснована эффективность игрофикационного подхода как перспективного подхода для конструирования игр. Предложен алгоритм разработки коммуникативных игр, который может быть использован педагогами во внеурочной работе со старшими школьниками. Коммуникативная игра рассмотрена как система, состоящая из 14 элементов. Для организации усилий по развитию умения сотрудничать описана трехкомпонентная структура этого умения, указаны критерии сформированности умения сотрудничать в соответствии с выделенными компонентами. Представлены результаты исследования применения игрофикации для развития умения сотрудничать старших подростков на основе их участия в дистанционных командных играх – онлайн-слетах и онлайн-турнирах.

 

Ключевые словаигрофикация, игрофикационный подход, коммуникативная образовательная игра, дистанционное сотрудничество, игровая позиция педагога, умение сотрудничать
Получено24.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов17373
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Рост темпов коммуникации, увеличение интенсивности коммуникационных связей, расширение поля общения каждого человека, массовое сотрудничество – всё это особенности современного этапа развития нашего общества. В то же время сегодня появляется всё больше так называемых узлов коммуникации: возникают различного рода сообщества, в том числе сетевые. В этих условиях особенно востребованными становятся коммуникативные умения человека, которые, с одной стороны, способствуют взаимопониманию, как основе солидарного решения важных проблем, а с другой стороны, являются необходимыми для самоопределения личности, преодоления отчуждения и одиночества, провоцируемых часто опосредованным, дистанционным общением. Умение сотрудничать также становится одним из актуальных умений человека, осуществляющего профессиональную деятельность в сетевом обществе.
2 Развитие умения сотрудничать особенно важно для подростков. На этом этапе личностного становления общение как ведущий вид деятельности играет ключевую роль в процессах самоидентификации, в выстраивании отношений со взрослыми и сверстниками, в осмыслении жизненных перспектив. Именно умение сотрудничать помогает подростку преодолеть сложности вхождения во взрослую жизнь, сориентироваться в направлениях своего дальнейшего развития [1]. При этом сегодня школьники уже с 10–12 лет активно вовлечены в интернет-коммуникацию. Это обусловливает необходимость разработки образовательных средств развития умения сотрудничать школьников с учетом специфики информационного сетевого общества, а также организации педагогической поддержки, разработки приемов, способствующих тому, чтобы сотрудничество участников интернет-коммуникаций носило конструктивный характер.
3 Известно, что коммуникативная игра – одно из эффективных средств развития коммуникативных умений учащихся. Она дает возможности овладеть различными способами и средствами коммуникации, востребованными и сетевым обществом. Игра предлагает подросткам привлекательный и органичный для них вид деятельности. Она мотивирует участников и тем самым помогает длительное время удерживать их в активном коммуникативном процессе, необходимом для развития умения сотрудничать [2; 3; 4]. Анализ школьной практики показывает, что в условиях широкого выбора не хватает методических разработок и научно обоснованных игр, направленных на развитие умения сотрудничать в образовательном процессе, в том числе дистанционно. Кроме того, в игровых сборниках, как правило, игры предлагаются педагогам как готовый сценарный или описательный продукт. Такие игры разработаны под определенные задачи, заданную ситуацию и для группы детей с учетом их особенностей. В итоге возникают сложности для переноса той или иной игровой идеи в новую ситуацию. В этой связи появляется необходимость разработать такие методы конструирования коммуникативных игр в образовательном процессе, которые давали бы педагогу возможность применять их сообразно своим педагогическим задачам.

всего просмотров: 155

Оценка читателей: голосов 0

1. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. М.: Просвещение, 2009. 176 с.

2. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьёзного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2003. 400 с.

3. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997. 224 с.

4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2001. 167 с.

5. Пидкасистый П., Хайдаров Ж. Технология игры в обучении и развитии: учеб. пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1996. 269 с.

6. Кожевникова М.Н., Лебедев Н.С. Новая дидактика «социально-эмоционально-этического образования»: роль педагогического модерирования // Человек и образование. 2020. № 4(65). С. 86–92

7. Ермолаева М.Г. Педагогический контекст игровых технологий для современной школы // Академический вестник. 2018. № 2(40). C. 17–22.

8. Нефедьев И.В., Бронникова М.Д. Игрофикация в бизнесе и в жизни: преврати рутину в игру. М.: Издательство АСТ, 2019. 448 с.

9. Marcewski A. What’s the difference between Gamification and Serious Games? Gamified UK. Thought on Gamification and More. URL: http://www.gamified.uk/2013/02/25/gamification-and-serious-games/ (дата обращения: 16.03.2023).

10. Werbach K. Gamification. Открытый онлайн-курс Пенсильванского университета. URL: www.coursera.org/learngamification (дата обращения: 27.04.2023).

11. Олейник Ю.П. Алгоритм конструирования и модификации коллективных игр // Научное мнение. 2014. № 8. С. 315–323.

12. Зайцева М.Ю. Формирование у подростков умения сотрудничать в условиях спортивно-оздоровительных занятий. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. 203 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх