ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

 
Код статьиS181570410026340-9-1
DOI10.54884/S181570410026340-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая кафедрой, профессор кафедры теории и истории педагогики, директор
Аффилиация: Институт педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Директор
Аффилиация: НИИ Педагогических проблем образования РГПУ им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы24-33
Аннотация

В статье представлен аналитический обзор изменений, происходящих в высшем педагогическом образовании с момента его возникновения в XIX веке до настоящего времени в аспекте взаимосвязи отечественных традиций и инноваций  в подготовке педагогов в вузах различного профиля. Делается акцент на необходимость исследования и поиска научно обоснованных путей фундаментализации содержания педагогического образования, обеспечения реализации преемственности теоретической и практической подготовки будущих педагогов.

Ключевые словапедагогический университет, высшее педагогическое образование, подготовка учителя, модернизация педагогического образования
Получено24.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов22142
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В современных условиях нестабильного, неоднозначного и тревожного мира возрастает роль образования, так как внешняя среда, характеризующаяся неопределенностью, нелинейностью, возрастающим динамизмом, оказывает серьезное влияние на изменения рынка труда, стимулирует появление новой трудовой реальности в современных условиях ее трансформации.
2 Рынок узких специалистов, предметников ушел в историю, сегодня возрастает потребность в иных специалистах, готовых меняться вместе с изменением самой профессии, менять эту профессию и выходить в своей деятельности за рамки конкретной профессии. Под влиянием современных представлений о вариативности и множественности знания и путях его освоения, об образовании как сфере, содействующей становлению личности, в условиях сетевого устройства мира профессия трансформируется в трансфессию. При этом формируется среда непрерывной коммуникативности, множественности целевых установок и многозадачности, востребованности профессиональных компетенций, отражающих различные специализированные области деятельности. Период пандемии и затем смешанного обучения стал очень убедительной иллюстрацией этих процессов. Сам по себе корень trans-fero означает на латинском не что иное, как «переносить за». Поэтому трансфессионалы – специалисты, готовые переносить свои компетенции за рамки конкретной профессии. Это новый вызов системе образования, который обусловлен, с одной стороны, консервативностью системы, а с другой – острой необходимостью быстрого и в то же время обоснованного реагирования на существующие запросы времени, инновационные идеи.
3 Быстро меняющийся социально-политический и культурно-экономический контекст современной жизни будет и дальше требовать постоянного внимания к педагогическому образованию как системообразующему фактору обновления всей системы образования. Миссия педагогического образования – «гуманистическое послание», отражающее понимание зависимости социального и технического прогресса от личностных качеств и творческих способностей человека, готовности бороться за безопасное развитие техногенной цивилизации [1].
4 Особую значимость педагогическое образование приобретает в решении современной задачи обеспечения прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны (Указы Президента РФ В.В. Путина), которая обусловливает необходимость подготовки специалистов, готовых к работе в условиях неопределенности. Характеристики непрерывного образования включаются в состав показателей развития человеческого капитала, определяющего рост современной экономики. Так, по продолжительности обучения (ожидаемой и средней) Россия занимает в мировом рейтинге 29 место, по индексу человеческого развития – 52 место (данные 2022 года) [2]. Отечественная система образования не дорабатывает в части формирования и быстрого обновления современных знаний, навыков и компетенций, необходимых для постиндустриальной экономики [3]. Другими словами, наступает время, когда развитие педагогического образования становится важнейшей критической технологией – технологией содействия развитию человека средствами образования как одного из основных инструментов государственной политики Российской Федерации в области развития отечественной науки и технологий.

всего просмотров: 114

Оценка читателей: голосов 0

1. Трубникова Н.В. Гуманитарная среда в техническом вузе: применим ли опыт мировых лидеров в отечественном инженерном образовании? // Инженерное образование. 2010. № 6. С. 84–87.

2. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов современного вуза: дис. … д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2015. 390 с.

3. Кузьминов Я.И., Овчарова Л.Н., Якобсон Л.И. (ред.) Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие. М.: ВШЭ, 2018. 62 с.

4. Крылова О.Н. Традиции и инновации в содержании образования // Человек и образование. 2006. № 4–5. С. 70–74.

5. Седова Н.В. Историко-культурные традиции педагогического образования в России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 4-2. С. 31–39.

6. Рыжов А.Н. Забытые традиции подготовки педагогов-магистров в России // Преподаватель ХХI век. 2017. № 4-1. С. 9–16.

7. Ялозина Е.А. Подготовка кадров советских учителей в 1920–1930-х годах: организационно-методические поиски и проблемы //Наука и школа. 2009. № 6. С. 66–69.

8. Степанова С.Н. Трансформация «идеи университета» в эволюционирующем образовательном пространстве: монография. Томск, 2012.

9. Степанова Л.А. Из истории отечественного педагогического образования: традиции и новации 20–30-х годов ХХ века // Вестник МГОУ, серия: Педагогика. 2010. № 2. С. 38–44.

10. Строгецкая Е.В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 67–81

11. Пушкарёв Ю.В., Пушкарёва Е.А. Фундаментальное знание в непрерывном образовательном процессе: методология и аксиология проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (29). С. 87–98.

12. Тряпицына А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов – будущих учителей к решению задач модернизации общего образования// Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 50–61.

13. Кандаурова А.В. Студенческое научное общество: проблемы, история, перспективы //Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2023. № 207. С. 47–57.

14. Положение о студенческом научном обществе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «РГПУ им. А.И. Герцена». Утв. решением президиума ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена (30 марта 2022 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://old.herzen.spb.ru/students/ssc/sno/ (дата обращения: 10.06.2022).

15. Игнатьева Е.Ю. Концепция педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе// Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. С. 39–44.

16. Тряпицына А.П. Актуализация психолого–педагогического потенциала методик обучения / В сб.: Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 329–333.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх