Особенности инициативности студентов с различным уровнем успешности деятельности в цифровом пространстве

 
Код статьиS181570410025147-6-1
DOI10.54884/S181570410025147-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики
Аффилиация: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Адрес: Российская Федерация, Рязань
Должность: магистрант
Аффилиация: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Адрес: Российская Федерация, Рязань
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы155-167
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме теоретической и практической психологии – успешности личности в современной цифровой среде. Представлено авторское понимание феномена успешности деятельности в цифровом пространстве. Описаны результаты исследования успешности деятельности студентов в социальных сетях, осуществленного с использованием авторских анкеты и цифрового диктанта, на основании которых выделены группы лиц с различной степенью этой успешности. Установлено, что успешные, по сравнению с неуспешными, имели большее количество аккаунтов в «ВКонтакте», «Инстаграме» и «Тиктоке», в том числе монетизированных блогов, приносивших доход, а также друзей, подписчиков и отметок «нравится» (или «лайков»). Эмпирически доказана гипотеза о том, что успешность студентов в цифровой среде связана с таким свойством их личности, как инициативность, которая выступает характерологическим проявлением их общей активности. Раскрыты особенности содержательно-смысловых (мотивационно-целевых, когнитивных, результативных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных) составляющих инициативности как системного свойства личности студентов с различным уровнем успешности деятельности в цифровом пространстве. Показано, что успешные в цифровой среде студенты часто и осознанно проявляли инициативность, испытывая при этом положительные переживания, не зависели от внешних обстоятельств при ее реализации, в то время как неуспешные при проявлении инициативности переживали в большей степени отрицательные эмоции, демонстрировали экстернальную регуляцию, недостаток навыков инициативного поведения и более выраженное нежелание проявлять инициативность из-за проблем эмоционально-личностного характера. С учетом выявленных значимых корреляций между цифровой успешностью и особенностями проявления студентами инициативности сделан вывод о том, что для повышения успешности деятельности личности в цифровом пространстве необходимо повышать готовность проявлять инициативность, зависящую от мотивации в целом и переживаний положительных стенических эмоций, общественную значимость целей и субъектную продуктивность.

Ключевые словастуденты, личность, цифровое пространство, социальные сети, успешность деятельности, личностная инициативность, содержательно-смысловые и инструментально-стилевые составляющие
Получено06.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов21286
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В настоящее время окружающий нас мир стремительно меняется: набирает обороты цифровая революция, охватившая весь мир, и всё более заметной становится цифровая трансформация общества. В различные сферы жизнедеятельности с высокой интенсивностью внедряются современные технологии, требующие от человека активности, готовности и способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности в цифровой среде.
2 Цифровое пространство рассматривалось нами как новая среда существования современного общества, абсолютно новый тип реальности, ключевой характеристикой которого является виртуальная реальность, или виртуальность, – объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях; некое потенциальное состояние бытия при наличии в нем определенного активного начала [1]. Эти явления изучаются с точки зрения культурного и аксиологического подходов и отличаются постоянной трансформацией и распространением на новые социальные группы и территории [2].
3 Цифровое пространство – это нематериальный объект, который порождается и поддерживается существующими в объективной реальности устройствами хранения, передачи ввода и вывода информации (компьютерные устройства) при помощи особых алгоритмов (программный код) и таких устройств, как персональный компьютер, ноутбук, смартфон и т.п., выступающих посредниками между человеком и цифровой средой. Однако, несмотря на виртуальный характер цифрового пространства, его содержание представляет для человека такую же значимость и ценность, как и реальные объекты действительности. Причем в цифровом пространстве всё больше появляется оцифрованных предметов и процессов, выступающих в качестве эквивалентов реальных вещей (например, цифровые валюты, которые на сегодняшний день представляют собой большую ценность; электронные цифровые подписи; электронные страховые полисы; билеты на самолеты и поезда и многое другое).
4 Основным полем активности личности в цифровом пространстве можно рассматривать социальные сети, которые предоставляют человеку возможности создания индивидуальных профилей; взаимодействия путем взаимного просмотра профилей, отправки сообщений, комментариев, различных реакций («лайк», «класс» и т.п.); посещения ресурса (ведение блога, поиск друзей и т.п.); обмена информацией, музыкой, файлами и т.п.; удовлетворения потребностей путем накопления ресурсов (например, удовлетворение потребности в общении с помощью увеличения количества знакомств в социальных сетях) [3]. Отличительными особенностями социальных сетей являются самопрезентация (профиль, блог), коммуникация (внутренняя почта, комментарии, подписки), кооперация (групповой блог) и социализация (система «друзей» и «групп») [4].

всего просмотров: 183

Оценка читателей: голосов 0

1. Соснина Т.Н. Определение понятия «виртуальность». Анализ терминологического статуса // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2017. № 2(16). С. 11-19.

2. Сидорова А.П. Понятие цифрового пространства и его характеристики. Возможности и угрозы использования цифрового пространства // Научный диалог: Молодой ученый: сборник научных трудов по материалам XXVIII Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 22 мая 2020 года. СПб.: Международная Объединенная Академия Наук, 2020. С. 48-55.

3. Демичева К.А. Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети интернет // International scientific review. 2015. №3 (4). С. 79-82.

4. Российский интернет-портал и аналитическое агентство: [сайт]. URL: https://goo.su/nOnfu – 2023 (дата обращения: 10.01.2023).

5. HeadHunter – крупнейшая российская компания интернет-рекрутмента: [сайт]. URL: https://lesnoy62.hh.ru/article/301106 (дата обращения: 11.01.2023).

6. Дворецкая М.Я., Лощакова А.Б. Образ успешности в современных психологических исследованиях // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 56.

7. Попкова Н.А. Феномен успешности в психологической науке // Мир человека: Материалы ежегодных конференций. Красноярск, 26 апреля 2017 года / под общ. ред. В.В. Игнатовой. Красноярск: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2017. С. 264-268.

8. Небылицин В.Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. М., 1976. 263 с.

9. Фомина Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности. Рязань: Узорочье, 2002. 362 с.

10. Карабанова О.Н., Трескин М.Ю., Хабарова Е.Н. Характеристика понятия «социально-значимые качества личности» // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61(4). С. 137-138.

11. Корниенко Е.В., Бюндюгова Т.В. Развитие инициативности сотрудников госслужбы // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2017. № 1(25). С. 61-66.

12. Деева Н.А., Урбонавичус М.И. Макиавеллизм в координатах жизненной успешности личности // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения – 2018). СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 112-117.

13. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63-73.

14. Шурухина Г.А. Основные направления исследования инициативности в современной психологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 4. С. 23-28.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх