Specificity of initiative manifestation of students with different levels of successful activity in the digital space

 
PIIS181570410025147-6-1
DOI10.54884/S181570410025147-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of Department of Personality Psychology, Special Psychology and Remedial Pedagogy
Affiliation: Ryazan State University named after S.A. Yesenin
Address: Russian Federation, Ryazan
Occupation: Graduate student
Affiliation: Ryazan State University named after S.A. Yesenin
Address: Russian Federation, Ryazan
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (74)
Pages155-167
Abstract

The article is devoted to the actual problem of theoretical and practical psychology - the success of the individual in the modern digital environment. The authors’ understanding of the phenomenon of successful activity in the digital space is presented. The results of the study of the success of students' activities in social networks, carried out using the author's questionnaire and digital dictation, are described, on the basis of which groups of people with varying degrees of this success are identified. It was found that successful students, compared to unsuccessful ones, had more accounts in Vkontakte, Instagram and Tiktok, including monetized blogs that generated income, as well as friends, subscribers and likes (or likes).The hypothesis that the success of students in the digital environment is empirically proven is associated with such a property of their personality as initiative, which is a characterological manifestation of their general activity. The features of the content-semantic (motivational-targeted, cognitive, productive) and instrumental-stylistic (dynamic, emotional-volitional and reflexive-evaluative) components of initiative as a systemic property of the personality of students with different levels of success in the digital space are revealed. It is shown that successful students in the digital environment often and consciously provide initiative, while experiencing positive experiences, do not depend on external circumstances in its implementation, while unsuccessful students, when showing initiative, experience more negative emotions, demonstrate external regulation, lack of skills of proactive behavior and a more pronounced reluctance to take initiative due to problems of an emotional and personal nature. Taking into account the identified significant correlations between digital success and the peculiarities of students' manifestation of initiative, it is concluded that in order to increase the success of an individual's activity in the digital space, it is necessary to increase the willingness to show initiative, which depends on its motivation in general and experiences of positive sthenic emotions, the social significance of its goals and subject productivity.

Keywordsstudents, personality, digital space, social networks, success of activity, personal initiative, content-semantic and instrumental-style components
Received06.04.2023
Publication date21.04.2023
Number of characters21286
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В настоящее время окружающий нас мир стремительно меняется: набирает обороты цифровая революция, охватившая весь мир, и всё более заметной становится цифровая трансформация общества. В различные сферы жизнедеятельности с высокой интенсивностью внедряются современные технологии, требующие от человека активности, готовности и способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности в цифровой среде.
2 Цифровое пространство рассматривалось нами как новая среда существования современного общества, абсолютно новый тип реальности, ключевой характеристикой которого является виртуальная реальность, или виртуальность, – объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях; некое потенциальное состояние бытия при наличии в нем определенного активного начала [1]. Эти явления изучаются с точки зрения культурного и аксиологического подходов и отличаются постоянной трансформацией и распространением на новые социальные группы и территории [2].
3 Цифровое пространство – это нематериальный объект, который порождается и поддерживается существующими в объективной реальности устройствами хранения, передачи ввода и вывода информации (компьютерные устройства) при помощи особых алгоритмов (программный код) и таких устройств, как персональный компьютер, ноутбук, смартфон и т.п., выступающих посредниками между человеком и цифровой средой. Однако, несмотря на виртуальный характер цифрового пространства, его содержание представляет для человека такую же значимость и ценность, как и реальные объекты действительности. Причем в цифровом пространстве всё больше появляется оцифрованных предметов и процессов, выступающих в качестве эквивалентов реальных вещей (например, цифровые валюты, которые на сегодняшний день представляют собой большую ценность; электронные цифровые подписи; электронные страховые полисы; билеты на самолеты и поезда и многое другое).
4 Основным полем активности личности в цифровом пространстве можно рассматривать социальные сети, которые предоставляют человеку возможности создания индивидуальных профилей; взаимодействия путем взаимного просмотра профилей, отправки сообщений, комментариев, различных реакций («лайк», «класс» и т.п.); посещения ресурса (ведение блога, поиск друзей и т.п.); обмена информацией, музыкой, файлами и т.п.; удовлетворения потребностей путем накопления ресурсов (например, удовлетворение потребности в общении с помощью увеличения количества знакомств в социальных сетях) [3]. Отличительными особенностями социальных сетей являются самопрезентация (профиль, блог), коммуникация (внутренняя почта, комментарии, подписки), кооперация (групповой блог) и социализация (система «друзей» и «групп») [4].

views: 286

Readers community rating: votes 0

1. Sosnina T.N. Opredelenie ponyatiya «virtual'nost'». Analiz terminologicheskogo statusa // Filosofiya i gumanitarnye nauki v informatsionnom obschestve. 2017. № 2(16). S. 11-19.

2. Sidorova A.P. Ponyatie tsifrovogo prostranstva i ego kharakteristiki. Vozmozhnosti i ugrozy ispol'zovaniya tsifrovogo prostranstva // Nauchnyj dialog: Molodoj uchenyj: sbornik nauchnykh trudov po materialam XXVIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, Sankt-Peterburg, 22 maya 2020 goda. SPb.: Mezhdunarodnaya Ob'edinennaya Akademiya Nauk, 2020. S. 48-55.

3. Demicheva K.A. Ponyatie i klassifikatsiya sotsial'nykh setej v kontekste vzaimodejstviya v seti internet // International scientific review. 2015. №3 (4). S. 79-82.

4. Rossijskij internet-portal i analiticheskoe agentstvo: [sajt]. URL: https://goo.su/nOnfu – 2023 (data obrascheniya: 10.01.2023).

5. HeadHunter – krupnejshaya rossijskaya kompaniya internet-rekrutmenta: [sajt]. URL: https://lesnoy62.hh.ru/article/301106 (data obrascheniya: 11.01.2023).

6. Dvoretskaya M.Ya., Loschakova A.B. Obraz uspeshnosti v sovremennykh psikhologicheskikh issledovaniyakh // Mir nauki. 2016. T. 4. № 2. S. 56.

7. Popkova N.A. Fenomen uspeshnosti v psikhologicheskoj nauke // Mir cheloveka: Materialy ezhegodnykh konferentsij. Krasnoyarsk, 26 aprelya 2017 goda / pod obsch. red. V.V. Ignatovoj. Krasnoyarsk: FGBOU VO «Sibirskij gosudarstvennyj universitet nauki i tekhnologij imeni akademika M.F. Reshetneva», 2017. S. 264-268.

8. Nebylitsin V.D. Psikhofiziologicheskoe issledovanie individual'nykh razlichij. M., 1976. 263 s.

9. Fomina N.A. Svojstva lichnosti i osobennosti rechevoj deyatel'nosti. Ryazan': Uzoroch'e, 2002. 362 s.

10. Karabanova O.N., Treskin M.Yu., Khabarova E.N. Kharakteristika ponyatiya «sotsial'no-znachimye kachestva lichnosti» // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 61(4). S. 137-138.

11. Kornienko E.V., Byundyugova T.V. Razvitie initsiativnosti sotrudnikov gossluzhby // Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ehkonomiki. 2017. № 1(25). S. 61-66.

12. Deeva N.A., Urbonavichus M.I. Makiavellizm v koordinatakh zhiznennoj uspeshnosti lichnosti // Aktual'nye problemy psikhologii pravookhranitel'noj deyatel'nosti: kontseptsii, podkhody, tekhnologii (Vasil'evskie chteniya – 2018). SPb.: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii, 2018. S. 112-117.

13. Krupnov A.I. Sistemno-dispozitsionnyj podkhod k izucheniyu lichnosti i ee svojstv // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika. 2006. № 1. S. 63-73.

14. Shurukhina G.A. Osnovnye napravleniya issledovaniya initsiativnosti v sovremennoj psikhologii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika. 2013. № 4. S. 23-28.

Система Orphus

Loading...
Up