Активизация практики применения метода педагогического стимулирования студентов

 
Код статьиS181570410025146-5-1
DOI10.54884/S181570410025146-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: профессор кафедры судовождения
Аффилиация: Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова
Адрес: Российская Федерация, Новороссийск
Аннотация

Особо значимым инструментом арсенала педагогического воздействия является метод педагогического стимулирования. В статье показаны его возможности в контексте активизации потенциала педагогических стимулов в профессиональной деятельности преподавателей вузов. Приведены результаты констатирующего эксперимента, позволившего установить варианты использования метода педагогического стимулирования в педагогической практике. Конкретизированы пути творческой реализации метода педагогического стимулирования в деятельности преподавателей образовательных организаций, которые могут повысить результативность профессиональной подготовки и воспитательной работы.

Ключевые словавоспитание, метод, педагогическое стимулирование, преподаватели вузов, пути активизации, учащаяся молодежь, учебно-воспитательная деятельность
Получено06.04.2023
Кол-во символов15849
Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Обучение в современной высшей школе направлено на качественную подготовку студентов и курсантов к предстоящей профессиональной деятельности, на формирование каждого выпускника как конкурентоспособного специалиста на рынке труда – грамотного профессионала, способного в сжатые сроки адаптироваться и успешно влиться в трудовой коллектив. Для этого преподавателями применяются разнообразные педагогические технологии и средства. К числу важнейших методов влияния на студентов относится метод педагогического стимулирования.
2 Актуальность рассматриваемой темы обусловлена следующими факторами: расширением спектра воздействия на учащуюся молодежь в интересах повышения результативности учебы и участия в общественной деятельности; усилением практики воспитательной работы с учащейся молодежью, что требует рационального применения возможностей метода педагогического стимулирования; необходимостью овладения передовым опытом и новаторской практикой лучших преподавателей в сфере педагогического стимулирования.
3 Задачи исследования: уточнение сущности термина «педагогическое стимулирование»; установление исходного состояния применения преподавателями морского вуза метода педагогического стимулирования в учебно-воспитательной практике; определение эффективных путей конструктивного внедрения метода педагогического стимулирования в работу каждого преподавателя с учащейся молодежью.
4 Метод педагогического стимулирования известен давно и имеет интересную историю. Этимология слова «стимулирование» берет свое начало в первую очередь от латинского stimulus – «остроконечная палка, которой погоняют животных»; во французском языке это слово приобрело значение «стимул», «раздражитель», в немецком – «побуждение к действию» [1]. В толковом словаре данное слово поясняется как « заинтересованность в совершении чего-либо , побуждение к действию , побудительная причина » [2].
5 О возможностях внешнего влияния на подрастающее поколение знали еще в древние времена, активно применяя для этого поощрение и наказание воспитанников. Считается, что в педагогической практике проблема стимулирования относится к одной из самых сложных, но в то же время важных и злободневных. По мнению С.Ю. Федоровой и И.Л. Хромченковой, стимулирование есть «проблема проблем», трудность которой заключается в сложности нащупывания, нахождения наиболее действенного пути воздействия на личность с тем, чтобы добиться от нее требуемого отношения к учебе, необходимого поведения. Авторы утверждают, что от результативности педагогического стимулирования значительно зависит успешность педагогического процесса [3]. Подобного мнения придерживаются В.Н. Тарасюк [4], С.Н. Томилина [5] и др.
6 Степень разработанности проблемы. В отечественной науке представлен целый ряд научных трудов и исследований проблематики педагогического стимулирования. Теоретический базис идеи рассмотрения педагогического стимулирования заложили Г.А. Бойчук, Л.Ю. Гордин, Б.Д. Леухин, З.И. Равкин, И.З. Гликман и др. Ученые видели необходимость направить педагогический процесс на организацию продуктивного взаимодействия педагога и учащегося, что позволило бы максимально полно раскрыть лучшие качества и способности воспитанников.

1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] URL: https://sanstv.ru/dict/стимул (дата обращения: 12.12.2022).

2. Толковый словарь [Электронный ресурс]. URL: https://sanstv.ru/dict/стимул (дата обращения: 12.12. 2022).

3. Федорова С.Ю., Хромченкова И.Л. Педагогическое стимулирование и его функции [Электронный ресурс]. URL: https://videouroki.net/razrabotki/ piedaghoghichieskoie-stimulirovaniie-i-iegho-funktsii.html (дата обращения: 12.12.2022).

4. Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования: автореф. дис. … д-ра пед наук: 13.00.01 / Тарасюк Валентина Николаевна. M., 1997. 32 с.

5. Томилина С.Н. Концепции и стратегии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2018. 198 с.

6. Марон А.Е., Филин С.А. Андрагогический подход к построению технологий обучения взрослых // Человек и образование. 2006. №6. С. 10-14.

7. Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Гордин Лев Юльевич. М., 1979. 31 с.

8. Равкин З.И. Стимулирование как педагогический процесс // Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы. Йошкар-Ола: МГПИ, 1972. 121 с.

9. Афонина Н.И. Метод стимулирования в педагогике [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/metod_stimulirovaniya_v_ pedagogike/ (дата обращения: 05.12.2022).

10. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010. 136 с.

11. Поликарпова Н.В. Проблема педагогического стимулирования в психолого-педагогической ретроспективе // Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. Казань: Центр инновационных технологий, 2016. С. 220-224.

12. Шерайзина Р.М., Марон А.Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя: В помощь руководителям городских и сельских образовательных учреждений. Н. Новгород: Изд-во НовГУ, 1994. 58 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх