Intensification of the practice of applying the method of pedagogical stimulation to university students

 
PIIS181570410025146-5-1
DOI10.54884/S181570410025146-5
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: Professor of the Department of Navigation
Affiliation: State Maritime University named after adm. F.F. Ushakov
Address: Russian Federation, Novorossiysk
Abstract

A particularly significant tool in the arsenal of pedagogical influence is the method of pedagogical stimulation. The article shows its possibilities in the context of activating the potential of pedagogical incentives in the professional activities of university teachers. The results of the ascertaining experiment are presented, which made it possible to establish options for using the method of pedagogical stimulation in pedagogical practice. The ways of creative implementation of the method of pedagogical stimulation in the activities of teachers of educational organizations, which can increase the effectiveness of professional training and educational work, are specified.

Keywordseducation, method, pedagogical stimulation, university teachers, ways of activation, students, educational activities
Received06.04.2023
Number of characters15849
Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Обучение в современной высшей школе направлено на качественную подготовку студентов и курсантов к предстоящей профессиональной деятельности, на формирование каждого выпускника как конкурентоспособного специалиста на рынке труда – грамотного профессионала, способного в сжатые сроки адаптироваться и успешно влиться в трудовой коллектив. Для этого преподавателями применяются разнообразные педагогические технологии и средства. К числу важнейших методов влияния на студентов относится метод педагогического стимулирования.
2 Актуальность рассматриваемой темы обусловлена следующими факторами: расширением спектра воздействия на учащуюся молодежь в интересах повышения результативности учебы и участия в общественной деятельности; усилением практики воспитательной работы с учащейся молодежью, что требует рационального применения возможностей метода педагогического стимулирования; необходимостью овладения передовым опытом и новаторской практикой лучших преподавателей в сфере педагогического стимулирования.
3 Задачи исследования: уточнение сущности термина «педагогическое стимулирование»; установление исходного состояния применения преподавателями морского вуза метода педагогического стимулирования в учебно-воспитательной практике; определение эффективных путей конструктивного внедрения метода педагогического стимулирования в работу каждого преподавателя с учащейся молодежью.
4 Метод педагогического стимулирования известен давно и имеет интересную историю. Этимология слова «стимулирование» берет свое начало в первую очередь от латинского stimulus – «остроконечная палка, которой погоняют животных»; во французском языке это слово приобрело значение «стимул», «раздражитель», в немецком – «побуждение к действию» [1]. В толковом словаре данное слово поясняется как « заинтересованность в совершении чего-либо , побуждение к действию , побудительная причина » [2].
5 О возможностях внешнего влияния на подрастающее поколение знали еще в древние времена, активно применяя для этого поощрение и наказание воспитанников. Считается, что в педагогической практике проблема стимулирования относится к одной из самых сложных, но в то же время важных и злободневных. По мнению С.Ю. Федоровой и И.Л. Хромченковой, стимулирование есть «проблема проблем», трудность которой заключается в сложности нащупывания, нахождения наиболее действенного пути воздействия на личность с тем, чтобы добиться от нее требуемого отношения к учебе, необходимого поведения. Авторы утверждают, что от результативности педагогического стимулирования значительно зависит успешность педагогического процесса [3]. Подобного мнения придерживаются В.Н. Тарасюк [4], С.Н. Томилина [5] и др.
6 Степень разработанности проблемы. В отечественной науке представлен целый ряд научных трудов и исследований проблематики педагогического стимулирования. Теоретический базис идеи рассмотрения педагогического стимулирования заложили Г.А. Бойчук, Л.Ю. Гордин, Б.Д. Леухин, З.И. Равкин, И.З. Гликман и др. Ученые видели необходимость направить педагогический процесс на организацию продуктивного взаимодействия педагога и учащегося, что позволило бы максимально полно раскрыть лучшие качества и способности воспитанников.

1. Bol'shoj ehntsiklopedicheskij slovar' [Ehlektronnyj resurs] URL: https://sanstv.ru/dict/stimul (data obrascheniya: 12.12.2022).

2. Tolkovyj slovar' [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://sanstv.ru/dict/stimul (data obrascheniya: 12.12. 2022).

3. Fedorova S.Yu., Khromchenkova I.L. Pedagogicheskoe stimulirovanie i ego funktsii [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://videouroki.net/razrabotki/ piedaghoghichieskoie-stimulirovaniie-i-iegho-funktsii.html (data obrascheniya: 12.12.2022).

4. Tarasyuk V.N. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo stimulirovaniya: avtoref. dis. … d-ra ped nauk: 13.00.01 / Tarasyuk Valentina Nikolaevna. M., 1997. 32 s.

5. Tomilina S.N. Kontseptsii i strategii gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2018. 198 s.

6. Maron A.E., Filin S.A. Andragogicheskij podkhod k postroeniyu tekhnologij obucheniya vzroslykh // Chelovek i obrazovanie. 2006. №6. S. 10-14.

7. Gordin L.Yu. Teoriya i praktika pedagogicheskogo stimulirovaniya: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.01 / Gordin Lev Yul'evich. M., 1979. 31 s.

8. Ravkin Z.I. Stimulirovanie kak pedagogicheskij protsess // Problemy pedagogicheskogo stimulirovaniya i metodologii issledovanij istorii sovetskoj shkoly. Joshkar-Ola: MGPI, 1972. 121 s.

9. Afonina N.I. Metod stimulirovaniya v pedagogike [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/metod_stimulirovaniya_v_ pedagogike/ (data obrascheniya: 05.12.2022).

10. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti ofitsera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010. 136 s.

11. Polikarpova N.V. Problema pedagogicheskogo stimulirovaniya v psikhologo-pedagogicheskoj retrospektive // Andreevskie chteniya: sovremennye kontseptsii i tekhnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti. Sbornik statej uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. 2016. Kazan': Tsentr innovatsionnykh tekhnologij, 2016. S. 220-224.

12. Sherajzina R.M., Maron A.E. Pedagogicheskij analiz i ehkspertiza innovatsionnoj deyatel'nosti uchitelya: V pomosch' rukovoditelyam gorodskikh i sel'skikh obrazovatel'nykh uchrezhdenij. N. Novgorod: Izd-vo NovGU, 1994. 58 s.

Система Orphus

Loading...
Up