Ontological paradigm of education (on the ninetieth anniversary of the birth of L.M. Luzina)

 
PIIS181570410025137-5-1
DOI10.54884/S181570410025137-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Institute of Special Pedagogy and Psychology named after Raoul Wallenberg
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (74)
Pages189-194
Abstract

The presented article is devoted to the ninetieth anniversary of Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Luzina Lyudmila Mikhailovna and the interpretation of some of her ideas on the ontology of education from the fundamental work "Man in the problem field of education". Special attention in the article is paid to the author's paradigm of education, its essence and content are revealed. A number of new components of modern education are proposed, which correspond to the ideas of national identity. 

KeywordsRussian reality, culture of Russian upbringing, phenomenon of upbringing, human destiny, ontological potential of upbringing, pedagogical space, spiritual impulse of upbringing
Received05.04.2023
Publication date21.04.2023
Number of characters11299
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Выдающийся фундаментальный научный труд доктора педагогических наук, профессора Л.М. Лузиной «Человек в проблемном поле воспитания» на протяжении почти двадцати лет является редким, а скорее, единственным и уникальным источником нового осмысления современного воспитания как всеобъемлющего феномена окружающей нас российской действительности. Ценнейшим фактом является то, что Л.М. Лузина представляет авторскую концепцию парадигмы воспитания, ориентированную на феномен Человека и опирающуюся на фундаментальный философско-антропологический подход в теории образования и воспитания, претендующий на исторически и контекстуально приоритетные позиции в научных и прикладных психолого-педагогических исследованиях.
2 Чрезвычайно редко можно встретить труд по современной педагогике, представляющий идеи и решение проблем педагогической науки и практики в таком расширенном формате, выходящем за пределы предмета в контексте отечественной и мировой культуры. Постоянные ссылки на великих мыслителей разных стран и эпох, дополняющих, подтверждающих или опровергающих мысли автора книги, предлагаются открыто, бескомпромиссно, честно.
3 Л.М. Лузина пишет, что «цель воспитания следует искать за пределами чисто педагогического пространства, даже за пределами социального пространства, там, где действует не просто категория ‟личность”, но и категория ‟человек”, значительно более объемная, поскольку включает в себя всю полноту бытия» [1, с. 6].
4 Несложно заметить, что все это перекликается с пониманием другого целеполагания, которое как бы радикализирует само понятие воспитания, тем самым утверждая его и переводя в расширенный контекст человеческого взаимодействия. Речь идет о Л.Н. Толстом, который писал: «О воспитании я думал очень много. И воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же мы поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитание себя» [2, с. 15].
5 В продолжение развития мысли Л.Н. Толстого Л.М. Лузина утверждает, что «метод воспитания – это некий духовный импульс, внешнее проявление духовной сущности человека, выражение ее общей и профессиональной культуры; созидание условий для оптимальных проявлений духовных и физических возможностей в плане саморазвития и самоосуществления человека» [1, с. 209]. В этом случае «выделение различных групп методов носит условный характер… И каждый из нас будет искать свои методы и способы со-бытия с воспитанником и будет ориентироваться на те из них, которые приводят ‟к постижению жизни жизнью, духа духом”» [1, с. 211]. Таким образом, автор концепции приходит к выводу о том, что «научить методам воспитывающего понимания нельзя, как нельзя научить человека жить, если он сам не научается» [1, с. 212].

views: 173

Readers community rating: votes 0

1. Luzina L.M. Chelovek v problemnom pole vospitaniya. Pskov: PGPU, 2009. 287 s.

2. Tolstoj L.N. Izbrannye pis'ma 1882–1899 gody. URL: http://croquis.ru/658.html (data obrascheniya: 13.12.2022).

3. Mudrik A.V. Sotsial'naya pedagogika. M.: Akademiya, 2013. 240 s.

4. Gorshkova V.V. Fenomen obrazovaniya cheloveka: izbrannye nauchnye trudy. SPb.: Asterion, 2020. 490 s.

5. Paskal' B. Mysli. M.: MST, 2021. 256 s.

6. Gumilev L.N. Konets i vnov' nachalo. Populyarnye lektsii po narodovedeniyu. M.: Ajris-Press, 2016. 384 s.

7. Proekt «Patrioticheskoe vospitanie». URL: https://rospatriotcentr.ru/news/4126/ (data obrascheniya: 12.12.2022).

Система Orphus

Loading...
Up