Онтологическая парадигма воспитания (к девяностолетию со дня рождения Л.М. Лузиной)

 
Код статьиS181570410025137-5-1
DOI10.54884/S181570410025137-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы189-194
Аннотация

Представленная статья посвящена девяностолетию доктора педагогических наук, профессора Людмилы Михайловны Лузиной и интерпретации некоторых ее идей по онтологии воспитания из фундаментального труда «Человек в проблемном поле воспитания». Особое внимание в статье уделяется авторской парадигме воспитания, раскрываются ее сущность и содержание. Предложен ряд новых составляющих современного воспитания, отвечающих идеям национальной идентичности. 

Ключевые словароссийская действительность, культура российского воспитания, феномен воспитания, предназначение человека, онтологический потенциал воспитания, педагогическое пространство, духовный импульс воспитания
Получено05.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов11299
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Выдающийся фундаментальный научный труд доктора педагогических наук, профессора Л.М. Лузиной «Человек в проблемном поле воспитания» на протяжении почти двадцати лет является редким, а скорее, единственным и уникальным источником нового осмысления современного воспитания как всеобъемлющего феномена окружающей нас российской действительности. Ценнейшим фактом является то, что Л.М. Лузина представляет авторскую концепцию парадигмы воспитания, ориентированную на феномен Человека и опирающуюся на фундаментальный философско-антропологический подход в теории образования и воспитания, претендующий на исторически и контекстуально приоритетные позиции в научных и прикладных психолого-педагогических исследованиях.
2 Чрезвычайно редко можно встретить труд по современной педагогике, представляющий идеи и решение проблем педагогической науки и практики в таком расширенном формате, выходящем за пределы предмета в контексте отечественной и мировой культуры. Постоянные ссылки на великих мыслителей разных стран и эпох, дополняющих, подтверждающих или опровергающих мысли автора книги, предлагаются открыто, бескомпромиссно, честно.
3 Л.М. Лузина пишет, что «цель воспитания следует искать за пределами чисто педагогического пространства, даже за пределами социального пространства, там, где действует не просто категория ‟личность”, но и категория ‟человек”, значительно более объемная, поскольку включает в себя всю полноту бытия» [1, с. 6].
4 Несложно заметить, что все это перекликается с пониманием другого целеполагания, которое как бы радикализирует само понятие воспитания, тем самым утверждая его и переводя в расширенный контекст человеческого взаимодействия. Речь идет о Л.Н. Толстом, который писал: «О воспитании я думал очень много. И воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же мы поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитание себя» [2, с. 15].
5 В продолжение развития мысли Л.Н. Толстого Л.М. Лузина утверждает, что «метод воспитания – это некий духовный импульс, внешнее проявление духовной сущности человека, выражение ее общей и профессиональной культуры; созидание условий для оптимальных проявлений духовных и физических возможностей в плане саморазвития и самоосуществления человека» [1, с. 209]. В этом случае «выделение различных групп методов носит условный характер… И каждый из нас будет искать свои методы и способы со-бытия с воспитанником и будет ориентироваться на те из них, которые приводят ‟к постижению жизни жизнью, духа духом”» [1, с. 211]. Таким образом, автор концепции приходит к выводу о том, что «научить методам воспитывающего понимания нельзя, как нельзя научить человека жить, если он сам не научается» [1, с. 212].

всего просмотров: 178

Оценка читателей: голосов 0

1. Лузина Л.М. Человек в проблемном поле воспитания. Псков: ПГПУ, 2009. 287 с.

2. Толстой Л.Н. Избранные письма 1882–1899 годы. URL: http://croquis.ru/658.html (дата обращения: 13.12.2022).

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2013. 240 с.

4. Горшкова В.В. Феномен образования человека: избранные научные труды. СПб.: Астерион, 2020. 490 с.

5. Паскаль Б. Мысли. М.: МСТ, 2021. 256 с.

6. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М.: Айрис-Пресс, 2016. 384 с.

7. Проект «Патриотическое воспитание». URL: https://rospatriotcentr.ru/news/4126/ (дата обращения: 12.12.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх