Technological and methodological support for implementation of requirements of updated federal state educational standards of general education in the practice of school subject learning

 
PIIS181570410025125-2-1
DOI10.54884/S181570410025125-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Vice-Rector for educational and methodical activities, Professor of the Department of Natural Science, mathematical education and ICT
Affiliation: Leningrad Regional Institute for Education Development
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (74)
Pages146-154
Abstract

The article examines the contribution of technological and methodological support based on the technological approach to solving the problem of effective implementation of the requirements of the updated Federal State Educational Standards in the practice of school subject learning. The article uses the author's definitions of such concepts as technological approach, educational technology, meta-subject lesson (training session), STEAM-technology, interdisciplinary concept. The relationship between technological and system-activity approaches is revealed. As an invariant basis for technological and methodological support for the implementation of the requirements of the updated federal state educational standards of general education, the strategy and particular technologies for the formation of universal educational activities, as well as technologies for developmental teaching, which give the teacher algorithms for the effective organization of productive types of educational activities of students (problem-search and others) are substantiated. As an example, the technological and methodological support of the problem-search activity of students is disclosed. Technological and methodological aspects of the formation of interdisciplinary concepts and functional literacy of schoolchildren are touched upon.

 

Keywordsupdated Federal State Educational Standards, technological approach, technological and methodological support, methodological systems and technologies for developing learning, technologies for the formation of universal educational activities, interdisciplinary concepts and functional literacy, problem-based learning, meta-subject lessons
Received05.04.2023
Publication date21.04.2023
Number of characters19122
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Как известно, в настоящее время идет поэтапный переход образовательных организаций России, реализующих образовательные программы общего образования, на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования (далее – обновленные ФГОС) [1-3]. Эффективность этого перехода во многом зависит от отклика педагогов, связанного с принятием ключевых идей обновленных ФГОС, пониманием их особенностей, а также от меры владения учителями педагогическим инструментарием, необходимым для реализации требований обновленных ФГОС. Одним из важнейших компонентов такого инструментария мы рассматриваем технологический подход и сопряженное с ним технолого-методическое обеспечение процесса обучения.
2 Каковы предпосылки для акцентирования внимания педагогического сообщества на роли технологического подхода в реализации требований обновленных ФГОС? Какова специфика и состав связанного с ним технолого-методического обеспечения процесса обучения?
3 Одной из особенностей обновленных ФГОС считают произошедшие в них уточнение и конкретизацию результатов освоения образовательных программ. Это усилило их роль как системообразующего компонента процесса обучения любому учебному предмету, а значит и предопределило необходимость применения технологического подхода к его проектированию.
4 Технологический подход мы рассматриваем как методологический ориентир построения процесса обучения, детерминирующий фиксацию целей обучения как его ожидаемых результатов и разработку пошаговых алгоритмов достижения этих результатов в системе выстроенных учебных занятий (урочных и внеурочных). При этом важно понимать, что достичь такой фиксации можно за счет диагностируемого целеполагания, то есть целеполагания через деятельность обучающихся или ее учебные результаты. В этом проявляется один из аспектов взаимосвязи технологического подхода с системно-деятельностным подходом, являющимся методологической основой обновленных ФГОС.
5 Размышляя далее, заметим, что системно-деятельностный подход инициирует рассмотрение учебной деятельности обучающихся как средство их интеллектуального развития и достижения запланированных образовательных результатов. Особая природа такого средства актуализирует для педагога задачу эффективного управления учебной деятельностью в процессе обучения. Ключ к ее решению определяется возможностями технологического подхода, связанными с разработкой пошаговых алгоритмов организации деятельности обучающихся как инструмента достижения поставленных целей обучения. В этом мы видим другой аспект взаимосвязи системно-деятельностного и технологического подходов в реализации требований обновленных ФГОС.
6 Обобщая и преломляя сказанное о практической деятельности педагога, можно говорить об актуальности исследования взаимодействия этих двух подходов, что стимулирует разработку и реализацию в предметной практике методических систем развивающего обучения, учитывающих в своей структуре адекватные их специфике технологии обучения. Дадим этому в статье соответствующие обоснования.

views: 215

Readers community rating: votes 0

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya: utv. prikazom Ministerstva prosvescheniya RF ot 31 maya 2021 g. №286 (s izmeneniyami ot 18 iyulya 2021 g. №569). URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (data obrascheniya: 09.02.2023).

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya: utv. prikazom Ministerstva prosvescheniya RF ot 31 maya 2021 g. №287 (s izmeneniyami ot 18 iyulya 2021 g. №568). URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (data obrascheniya: 09.02.2023).

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya: utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413 (s izmeneniyami ot 12 avgusta 2022 g. №732). URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (data obrascheniya: 09.02.2023).

4. Davydov V.V. Teoriya razvivayuschego obucheniya. M.: INTOR, 1996. 544 s.

5. Shatalov M.A. Problemnyj urok kak vid metapredmetnogo uroka v sovremennoj shkole // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2019. № 194. S. 163-170.

6. Shatalov M.A., Satyvaldieva B. Kontseptual'nye osnovy integratsii vneurochnoj raboty obuchayuschikhsya po predmetam obrazovatel'noj oblasti «Estestvoznanie» na osnove STEAM-tekhnologii v praktike povysheniya kvalifikatsii pedagogov // Obzor pedagogicheskikh issledovanij. 2021. T. 3. № 4. S. 175-179.

7. Realizatsiya traditsionnykh form, metodov obucheniya i distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologij pri ispol'zovanii tsifrovoj obrazovatel'noj sredy (dlya obscheobrazovatel'nykh organizatsij): metodicheskie rekomendatsii / pod red. I. V. Robert. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2022. 37 s.

8. Ipatova I.I., Dmitrieva O.V., Ivanova T.V. Kriterial'noe otsenivanie kak veduschaya tekhnologiya v usloviyakh vvedeniya obnovlennogo FGOS OOO // Nepreryvnoe obrazovanie v Sankt-Peterburge. 2022. № 1(15). S. 83–89.

Система Orphus

Loading...
Up