Технолого-методическое обеспечение реализации требований обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в практике предметного обучения

 
Код статьиS181570410025125-2-1
DOI10.54884/S181570410025125-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: проректор по учебно-методической деятельности, профессор кафедры естественнонаучного, математического образования и ИКТ
Аффилиация: Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы146-154
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вклада технологического подхода и основанного на нем технолого-методического обеспечения в решение задачи эффективной реализации требований обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в практике предметного обучения. В статье используются такие понятия, как «технологический подход», «технология обучения», «метапредметный урок» (учебное занятие), STEAM-технология, «межпредметное понятие», и даются им авторские определения. Раскрывается взаимосвязь технологического и системно-деятельностного подходов. В качестве инвариантной основы технолого-методического обеспечения реализации требований обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обосновывается стратегия и частные технологии формирования универсальных учебных действий, а также технологии развивающего обучения, дающие педагогу алгоритмы эффективной организации продуктивных видов учебной деятельности обучающихся (проблемно-поисковой и других). Для примера раскрывается состав технолого-методического обеспечения проблемно-поисковой деятельности обучающихся. Затрагиваются технолого-методические аспекты формирования межпредметных понятий и функциональной грамотности школьников.

Ключевые словаобновленные федеральные государственные образовательные стандарты, технологический подход, технолого-методическое обеспечение, методические системы и технологии развивающего обучения, технологии формирования универсальных учебных действий, межпредметных понятий и функциональной грамотности, технология проблемного обучения, метапредметные учебные занятия
Получено05.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов19122
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Как известно, в настоящее время идет поэтапный переход образовательных организаций России, реализующих образовательные программы общего образования, на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования (далее – обновленные ФГОС) [1-3]. Эффективность этого перехода во многом зависит от отклика педагогов, связанного с принятием ключевых идей обновленных ФГОС, пониманием их особенностей, а также от меры владения учителями педагогическим инструментарием, необходимым для реализации требований обновленных ФГОС. Одним из важнейших компонентов такого инструментария мы рассматриваем технологический подход и сопряженное с ним технолого-методическое обеспечение процесса обучения.
2 Каковы предпосылки для акцентирования внимания педагогического сообщества на роли технологического подхода в реализации требований обновленных ФГОС? Какова специфика и состав связанного с ним технолого-методического обеспечения процесса обучения?
3 Одной из особенностей обновленных ФГОС считают произошедшие в них уточнение и конкретизацию результатов освоения образовательных программ. Это усилило их роль как системообразующего компонента процесса обучения любому учебному предмету, а значит и предопределило необходимость применения технологического подхода к его проектированию.
4 Технологический подход мы рассматриваем как методологический ориентир построения процесса обучения, детерминирующий фиксацию целей обучения как его ожидаемых результатов и разработку пошаговых алгоритмов достижения этих результатов в системе выстроенных учебных занятий (урочных и внеурочных). При этом важно понимать, что достичь такой фиксации можно за счет диагностируемого целеполагания, то есть целеполагания через деятельность обучающихся или ее учебные результаты. В этом проявляется один из аспектов взаимосвязи технологического подхода с системно-деятельностным подходом, являющимся методологической основой обновленных ФГОС.
5 Размышляя далее, заметим, что системно-деятельностный подход инициирует рассмотрение учебной деятельности обучающихся как средство их интеллектуального развития и достижения запланированных образовательных результатов. Особая природа такого средства актуализирует для педагога задачу эффективного управления учебной деятельностью в процессе обучения. Ключ к ее решению определяется возможностями технологического подхода, связанными с разработкой пошаговых алгоритмов организации деятельности обучающихся как инструмента достижения поставленных целей обучения. В этом мы видим другой аспект взаимосвязи системно-деятельностного и технологического подходов в реализации требований обновленных ФГОС.
6 Обобщая и преломляя сказанное о практической деятельности педагога, можно говорить об актуальности исследования взаимодействия этих двух подходов, что стимулирует разработку и реализацию в предметной практике методических систем развивающего обучения, учитывающих в своей структуре адекватные их специфике технологии обучения. Дадим этому в статье соответствующие обоснования.

всего просмотров: 224

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286 (с изменениями от 18 июля 2021 г. №569). URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 09.02.2023).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287 (с изменениями от 18 июля 2021 г. №568). URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 09.02.2023).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями от 12 августа 2022 г. №732). URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 09.02.2023).

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

5. Шаталов М.А. Проблемный урок как вид метапредметного урока в современной школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. № 194. С. 163-170.

6. Шаталов М.А., Сатывалдиева Б. Концептуальные основы интеграции внеурочной работы обучающихся по предметам образовательной области «Естествознание» на основе STEAM-технологии в практике повышения квалификации педагогов // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 4. С. 175-179.

7. Реализация традиционных форм, методов обучения и дистанционных образовательных технологий при использовании цифровой образовательной среды (для общеобразовательных организаций): методические рекомендации / под ред. И. В. Роберт. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 37 с.

8. Ипатова И.И., Дмитриева О.В., Иванова Т.В. Критериальное оценивание как ведущая технология в условиях введения обновленного ФГОС ООО // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2022. № 1(15). С. 83–89.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх