Features of education and upbringing of children in noble families in Russia in the XVIII–XIX centuries

 
PIIS181570410025117-3-1
DOI10.54884/S181570410025117-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of Department of Physical Culture
Affiliation: North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (74)
Pages125-130
Abstract

The purpose of the article is to study the peculiarities of raising children in the families of the Russian elite of the 18th-19th centuries, as well as its relevance for the modern development of pedagogical science. The author has carried out an analysis of family education in a noble environment in the works of representatives of the Russian intellectual elite of the 18th-19th centuries, which was based on a rethinking of the pedagogical ideas of humanism and enlightenment. When studying the works of scientists, methods of assessing the pedagogical heritage of the epoch were used, based on the historical reconstruction of pedagogical phenomena and their consistent understanding. The article points out that in the works of representatives of the Russian elite of the XVIII–XIX centuries the following main ideas of family education were proclaimed: the need to improve the interaction between the child and parents on the basis of humanism and faith in the success of the educational influence of parents on the personality of the child; understanding of education as a means of creating a perfect personality; the need for a harmonious combination of different forms of family education; respect for the personality of the child.

Keywordsfamily training and education, history of pedagogy, humanism, enlightenment, nobility
Received04.04.2023
Publication date21.04.2023
Number of characters11149
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Целью исследования явилось определение особенностей семейного обучения и воспитания представителей дворянского сословия в России в XVIII–XIX вв., анализ его актуальности для современного развития педагогической науки и лучшие воспитательные практики. Как известно, реформаторская деятельность Петра Великого привела к серьезным изменениям социальной жизни России в начале XVIII века. Трансформация произошла под воздействием идей просвещения, что способствовало формированию нового типа педагогического мышления, отчасти обусловленного проникновением в страну западноевропейских традиций воспитания. Эти новые педагогические идеи оказали существенное влияние на представления о процессе воспитания детей в семьях дворянского сословия.
2 Исследованию педагогического наследия эпохи XVIII–XIX вв. посвящено большое количество научных трудов. Такими учеными, как С.В. Акулова, Г.К. Ашина, Л.О. Володина, А.Ю. Гранкин, М.М. Ларионцев, К.А. Писарев, Е.А. Тихомирова, Г.Т. Шпарева, М.М. Шубович, убедительно доказано, что в России в XVIII–XIX вв. в семьях дворянской элиты были созданы условия для развития личности ребенка в соответствии с высоким идеалом образованности и воспитанности. При этом учитывались индивидуальные потребности детей, их склонности и интересы. Был проанализирован процесс воспитания детей в семье у представителей династии Романовых (Т.К. Федотова), а также в семье Николая II (М.М. Ларионцев).
3 Методология исследования. Методы и методики. Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения историко-педагогического процесса. В качестве методов были выбраны: метод логического анализа общенаучной литературы и первоисточников, системно-структурный анализ, методы обобщения и систематизации, метод сравнительно-исторического анализа, метод интерпретации и смысловой реконструкции.
4 Результаты исследования и обсуждение. В последнее время в гуманитарных науках наблюдается интерес к изучению специфики обучения и воспитания дворянской элиты в России, методов и направлений такого обучения и воспитания. Активизировалась дискуссия о личностных характеристиках молодых представителей благородного сословия. Этот вопрос можно рассматривать в различных аспектах: культурологическом, социологическом, философском, педагогическом.
5 Известно, что дворянское сословие первым откликнулось на нововведения своего века, когда суровый образец обучения и воспитания, предполагающий формирование в ребенке таких качеств, как послушание воле родителей, дисциплинированность, терпение, следование религиозным ценностям бытия, сменился на новый образец, связанный с развитием у детей таких качеств, как гуманность, ответственность и просвещенность. По мнению писательницы-мемуаристки XIX века М.К. Цебриковой, именно в тот момент под влиянием социальных условий менялся на протяжении всего XVIII века нравственный идеал дворянской молодежи [1].

views: 188

Readers community rating: votes 0

1. Solodyankina O.Yu. Inostrannye nastavniki v dvoryanskom domashnem vospitanii v Rossii (vtoraya polovina XVIII v. – pervaya polovina XIX v.): avtoref. dis. … d-ra ist. nauk: 07.00.02 / Ol'ga Yur'evna Solodyankina. M., 2008. 34 s.

2. Nikolaeva M.K. Stranitsa iz istorii nashego zhenskogo domashnego vospitaniya v nedavnyuyu starinu // Russkaya shkola. 1893. № 7/8. S. 28–56.

3. Kuragina T.V. Osnovy semejnogo vospitaniya. Modeli otnoshenij v sem'e. Sostavnye komponenty soderzhaniya semejnogo vospitaniya // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: problemy i rezul'taty. 2012. № 1. S. 75-79.

4. Ekaterina II. Nastavlenie imperatritsy Ekateriny II generalu-anshefu Saltykovu o vospitanii Velikikh Knyazej ot 13 marta 1784 goda. RGADA (F. 2. Op. 1. D. 115).

5. Mazalova M.A. Obschaya kharakteristika issledovaniya razvitiya ehlitnogo semejnogo vospitaniya i domashnego obrazovaniya v Rossii (istoriko-pedagogicheskij aspekt) // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. № 4(26). 2013. S. 244-246.

6. Dopolnitel'nye pravila o domashnikh nastavnikakh i uchitelyakh // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosvescheniya. SPb., 1834. Ch. III. № VII.

7. Starodubtsev M.P., Zhurkin V.V Printsipy vospitaniya tsennostnykh orientatsij kursantov voennykh obrazovatel'nykh organizatsij vysshego obrazovaniya vojsk natsional'noj gvardii rossijskoj federatsii // Chelovek i obrazovanie. 2020. №2(63). S. 56-60.

8. Nosakova T.V. Istoriya semejnogo vospitaniya v pedagogicheskoj teorii i praktike // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2011. № 1. S. 87-90.

9. Lesgil'e A. Rukovodstvo dlya guvernerov i guvernantok. SPb.: Tip. Neklyudova, 1870. 309 s.

Система Orphus

Loading...
Up