Особенности обучения и воспитания детей в дворянских семьях в России в XVIII–XIX вв.

 
Код статьиS181570410025117-3-1
DOI10.54884/S181570410025117-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры физической культуры
Аффилиация: Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы125-130
Аннотация

Исследование посвящено особенностям обучения и воспитания детей в семьях русской элиты XVIII–XIX вв., а также его актуальности для современного развития педагогической науки. Автором осуществлен анализ семейного воспитания в дворянской среде в трудах представителей русской интеллектуальной элиты XVIII–XIX вв., в основе которого лежало переосмысление педагогических идей гуманизма и просвещения. При изучении трудов ученых использовались методы оценки педагогического наследия эпохи, основанные на исторической реконструкции педагогических явлений и на их последовательном осмыслении. В статье указывается, что в трудах представителей русской элиты XVIII–XIX вв. провозглашались следующие основные идеи семейного воспитания: необходимость совершенствования взаимодействия ребенка и родителей на основе гуманизма и веры в успешность воспитательного воздействия родителей на личность ребенка; понимание воспитания как средства создания совершенной личности; необходимость гармоничного сочетания разных форм семейного воспитания; требование уважения личности ребенка. 

Ключевые словасемейное обучение и воспитание, история педагогики, гуманизм, просвещение, дворянство
Получено04.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов11149
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Целью исследования явилось определение особенностей семейного обучения и воспитания представителей дворянского сословия в России в XVIII–XIX вв., анализ его актуальности для современного развития педагогической науки и лучшие воспитательные практики. Как известно, реформаторская деятельность Петра Великого привела к серьезным изменениям социальной жизни России в начале XVIII века. Трансформация произошла под воздействием идей просвещения, что способствовало формированию нового типа педагогического мышления, отчасти обусловленного проникновением в страну западноевропейских традиций воспитания. Эти новые педагогические идеи оказали существенное влияние на представления о процессе воспитания детей в семьях дворянского сословия.
2 Исследованию педагогического наследия эпохи XVIII–XIX вв. посвящено большое количество научных трудов. Такими учеными, как С.В. Акулова, Г.К. Ашина, Л.О. Володина, А.Ю. Гранкин, М.М. Ларионцев, К.А. Писарев, Е.А. Тихомирова, Г.Т. Шпарева, М.М. Шубович, убедительно доказано, что в России в XVIII–XIX вв. в семьях дворянской элиты были созданы условия для развития личности ребенка в соответствии с высоким идеалом образованности и воспитанности. При этом учитывались индивидуальные потребности детей, их склонности и интересы. Был проанализирован процесс воспитания детей в семье у представителей династии Романовых (Т.К. Федотова), а также в семье Николая II (М.М. Ларионцев).
3 Методология исследования. Методы и методики. Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения историко-педагогического процесса. В качестве методов были выбраны: метод логического анализа общенаучной литературы и первоисточников, системно-структурный анализ, методы обобщения и систематизации, метод сравнительно-исторического анализа, метод интерпретации и смысловой реконструкции.
4 Результаты исследования и обсуждение. В последнее время в гуманитарных науках наблюдается интерес к изучению специфики обучения и воспитания дворянской элиты в России, методов и направлений такого обучения и воспитания. Активизировалась дискуссия о личностных характеристиках молодых представителей благородного сословия. Этот вопрос можно рассматривать в различных аспектах: культурологическом, социологическом, философском, педагогическом.
5 Известно, что дворянское сословие первым откликнулось на нововведения своего века, когда суровый образец обучения и воспитания, предполагающий формирование в ребенке таких качеств, как послушание воле родителей, дисциплинированность, терпение, следование религиозным ценностям бытия, сменился на новый образец, связанный с развитием у детей таких качеств, как гуманность, ответственность и просвещенность. По мнению писательницы-мемуаристки XIX века М.К. Цебриковой, именно в тот момент под влиянием социальных условий менялся на протяжении всего XVIII века нравственный идеал дворянской молодежи [1].

всего просмотров: 192

Оценка читателей: голосов 0

1. Солодянкина О.Ю. Иностранные наставники в дворянском домашнем воспитании в России (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02 / Ольга Юрьевна Солодянкина. М., 2008. 34 с.

2. Николаева М.К. Страница из истории нашего женского домашнего воспитания в недавнюю старину // Русская школа. 1893. № 7/8. С. 28–56.

3. Курагина Т.В. Основы семейного воспитания. Модели отношений в семье. Составные компоненты содержания семейного воспитания // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2012. № 1. С. 75-79.

4. Екатерина II. Наставление императрицы Екатерины II генералу-аншефу Салтыкову о воспитании Великих Князей от 13 марта 1784 года. РГАДА (Ф. 2. Оп. 1. Д. 115).

5. Мазалова М.А. Общая характеристика исследования развития элитного семейного воспитания и домашнего образования в России (историко-педагогический аспект) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. № 4(26). 2013. С. 244-246.

6. Дополнительные правила о домашних наставниках и учителях // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834. Ч. III. № VII.

7. Стародубцев М.П., Журкин В.В Принципы воспитания ценностных ориентаций курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии российской федерации // Человек и образование. 2020. №2(63). С. 56-60.

8. Носакова Т.В. История семейного воспитания в педагогической теории и практике // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. № 1. С. 87-90.

9. Лесгилье А. Руководство для гувернеров и гувернанток. СПб.: Тип. Неклюдова, 1870. 309 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх