Проектирование программы повышения квалификации руководящих кадров сферы образования

 
Код статьиS181570410025114-0-1
DOI10.54884/S181570410025114-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирант
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы105-116
Аннотация

В статье раскрыты принципы, содержательно-процессуальные характеристики программы повышения квалификации управленческих кадров сферы образования в условиях обновления образовательных стандартов, цифровой трансформации образования и других инноваций. Автор раскрывает условия и факторы, которые принимаются во внимание при создании такой программы. В статье показаны способы включения в программу вариантов индивидуальных проектов-маршрутов, разрабатывая которые, руководители обретают опыт принятия управленческих решений, направленных на активизацию и научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательных системах разного уровня.

Ключевые словаинновации в образовании, управление инновациями, компетенции руководителя, модель построения образовательной программы, учебные задачи-ситуации для руководителей
Получено04.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов27696
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Указом Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед системой образования поставлены задачи обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций [1]. Достижение указанных целей в решающей степени зависит от эффективности управления общеобразовательными организациями. Ключевая роль в управлении школой отводится руководящим работникам.
2 Национальный проект «Образование» поставил новые задачи перед руководителями образовательных организаций, решение которых требует постоянного развития профессиональных компетенций [2]. В первую очередь модернизация требуется в изменении самого объекта управления – образовательного процесса в современной школе, в котором изменились содержание, формы обучения, ожидаемые образовательные результаты, способы контроля образовательных достижений. В школе, использующей сетевые электронные ресурсы, появляются новые возможности для индивидуализированного и персонифицированного обучения.
3 Благодаря использованию цифровых ресурсов появляется возможность создать систему автоматизированного управления персонализированной организацией образовательного процесса. Система содержит инструменты для онлайн-оценивания, которые интегрированы с личными учебными планами учащихся с перечнями рекомендованных им материалов. В ходе диагностического и текущего (формирующего) оценивания учащимся предлагаются ссылки на тот или иной материал и рекомендации по его освоению [3].
4 Поэтому непрерывное пополнение, совершенствование знаний, умений и навыков, профессиональный рост и развитие компетенций руководящих работников школ – требование сегодняшнего дня.
5 Инновационные процессы, происходящие в современном обществе, обуславливают повышенные требования к системе образования и, прежде всего, к его руководящим кадрам, призванным оперативно решать нестандартные инновационные задачи, требующие большого объема знаний и умений, а также приобретения необходимого опыта.
6 Вместе с тем руководители школ на практике далеко не всегда обладают необходимыми компетенциями для выработки стратегий управления образовательной организацией, принятия решений, связанных с нестандартными образовательными и организационными ситуациями, не имеющими эталонных алгоритмов действий [4, с. 147].
7 Путь к решению проблемы компенсации дефицита управленческой компетентности в современных условиях лежит в совершенствовании системы непрерывного профессионального образования руководящего звена педагогических работников, которой до недавнего времени не уделялось достаточного внимания.

всего просмотров: 163

Оценка читателей: голосов 0

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_297432/ (дата обращения: 19.09.2022).

2. Паспорт национального проекта «Образование»: утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 19.09.2022).

3. Сериков Г.Н. Постановка и решение проблем непрерывного образования: обзор достижений научной школы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. №3. С. 34-51.

4. Дубовая Л.С., Давыденко А.А. Менторство как ресурс профессионального развития руководящих работников школ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. №5 (71). С. 141-157.

5. Сериков В.В. Управление образовательной организацией // Общая педагогика: Избранные лекции. Волгоград: Перемена, 2004, С. 186

6. Алиева А.С. Проблемы непрерывного образования в мировой практике // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 108-111.

7. Компанейцева Г.А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 363–368. URL: http://e-koncept.ru/2016/46249.htm (дата обращения: 07.12.2022).

8. Сажина С.Д. Компетентностный подход как условие подготовки руководителей образовательных организаций на современном этапе // Человек. Культура. Образование. 2019. №1 (31). С. 205-216.

9. Кидина Л.М. Непрерывное образование руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования // АНИ: педагогика и психология. 2020. №4 (33). С. 145-148.

10. Ильясов Д.Ф. Единство объективных и субъективных факторов в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ильясов Динаф Фанильевич. Челябинск, 2005. 42 с.

11. Ильясов Д.Ф., Сериков Г.Н. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. 336 с.

12. Рассохин А.А. К вопросу о профессиональных компетенциях, необходимых для руководителя образовательной организации // Молодой ученый. 2020. № 8 (298). С. 229-230.

13. Чечель И.Д. Директор школы и его команда: стратегия и тактика коллективного профессионального развития. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. 192 с.

14. Уваров А.Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь / Researcher. 2019. №1-2.

15. Методика разработки модулей программ дополнительного профессионального образования для формирования компетенций, обеспечивающих трудовые функции, заявленные в профессиональных стандартах / под общ. ред. В.В. Федотовой. Екатеринбург: УрФУ, 2015. 74 с.

16. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. URL: http://www.znanie. org/docs/memorandum.html (дата обращения: 15.09.2022).

17. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / науч. рук. А.Е. Карпухина. Сер.: Мониторинг. Образование. Кадры. М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с.

18. Марон А.Е., Монахова Л.Ю., Королева Е.Г. Дифференцированный подход к повышению квалификации управленческих кадров: практики и новые модели организации // Человек и образование. 2021. № 2. С. 116-121.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх