Developing modern infrastructure for support of continuing education of teaching staff: cluster-modular approach

 
PIIS181570410025111-7-1
DOI10.54884/S181570410025111-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of laboratory
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: director of Regional Scientific and Methodological Center
Affiliation: Institute of Economics, Finance, Law and Technology
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (74)
Pages76-84
Abstract

The article describes a new approach to the design of the infrastructure of continuous professional development of teachers, when the stages of development of teachers are considered as clusters that take into account the nature of the educational and developmental needs of the subjects of postgraduate education. As a scientific basis for the construction of this model, the principles of productivity of teaching and development of a teacher, integration of his personal and professional competencies, practice orientation, reliance on experience, self-development and self-reflection of a specialist are proposed. These provisions are viewed in the projected cluster system as a model for supporting teachers' professional development. In this regard, the possibility of modernization of institutional forms of continuing education in the region is emphasized (Centers of professional excellence, resource centers based on innovative educational institutions, methodological services, self-education, informal and informational education, etc.), providing for the gradual development of the teacher, his personal and professional growth, the possibility of realizing creative potential. As a strategic task in this direction, the study of the innovative experience of the institutes of advanced training, including those organizing course and inter-course training of teaching staff, the implementation of various forms of continuing education support as a prerequisite for the introduction of a modular approach in the construction of a system of continuing education of teachers is determined.

Keywordsinfrastructure of continuing education support, in-service teacher training, cluster-modular approach, teacher development and self-development, educational cluster
Received04.04.2023
Publication date21.04.2023
Number of characters17848
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Современное развитие общества характеризуется стремительностью и способностью к ускорению, что влияет на требования к квалификации педагогических кадров – устойчивости, гибкости и мобильности в профессиональной карьере, систематического приращения знаний, получения нового опыта. Эффективным механизмом, обеспечивающим педагогам личностно-профессиональное развитие и получение широкопрофильной квалификации, является непрерывное образование, рассматриваемое в личностном и институциональном аспектах.
2 В личностном аспекте непрерывное образование педагогов направлено на обеспечение возможности многомерного движения специалиста в образовательном пространстве, на развитие и актуализацию его творческого потенциала, создание комфортных условий для самореализации.
3 Институциональный смысл непрерывного образования предполагает построение образовательной инфраструктуры, исключающей тупиковые формы образования и обеспечивающей педагогу возможность реализовывать свои образовательные потребности в любое время [1].
4 Интеграция личностного и институционального аспектов непрерывного образования педагогов выражается в поступательном росте творческого потенциала личности и ее движении по индивидуальной траектории в образовательной инфраструктуре. Это предполагает прохождение разных ступеней образования (общеобразовательный этап, профессиональная подготовка, самообразование и дополнительное образование), обеспечивающих непрерывность процесса [2].
5 Анализ педагогических исследований (С.Г. Вершловский, Г.С. Сухобская и др.) позволил выделить ведущие стратегии в развитии инфраструктуры непрерывного образования:
  • осмысление нового парадигмального подхода к образованию, рассматриваемого как процесс углубления и получения субъектом образования знаний и практических умений в течение всей жизни. В этом подходе подчеркивается идея многогранного личностного развития человека в любом возрасте;
  • направленность обучения на развитие качеств самостоятельности субъекта, выбор им содержания и режимов обучения, самообучение;
  • создание целостной системы сопровождения и поддержки развития педагогических работников, предполагающей институциональное единство и взаимосвязь формального, неформального и информального образования;
  • удовлетворение потребности педагогов в развитии ценностного отношения к процессу самообразования в инфраструктуре дополнительного образования;
  • расширение запросов и образовательных маршрутов педагогических работников в непрерывном образовании [2].
6 Однако реализация данных стратегий в реальном построении системы непрерывности образования педагогов затрудняется сложившейся инфраструктурой образовательной среды, которая слабо учитывает инновационный потенциал точек роста региональных субъектов, не способствует преодолению разрыва между традиционной практикой повышения квалификации и ее интеграционным согласованием с реальным опытом и потребностями конкретного муниципалитета и др. [2].

views: 189

Readers community rating: votes 0

1. Rezinkina L.V. Soprovozhdenie nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v munitsipal'noj territorii: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01 / Rezinkina Liliya Vladimirovna. V. Novgorod, 2017. 410 s.

2. Rezinkina L.V. Kontseptual'nye osnovaniya i tekhnologii proektirovaniya munitsipal'noj sistemy nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01 / Rezinkina Liliya Vladimirovna V. Novgorod, 2016. 360 s.

3. Kandaurova A.V. Povyshenie kvalifikatsii pedagogov v usloviyakh izmenenij sotsial'nogo vzaimodejstviya: avtoref. … dis. d-ra ped. nauk: 13.00.08 / Kandaurova Anna Valer'evna. M., 2020. 32 s.

4. Maron A.E., Koroleva E.G. Kontseptualizatsiya kak veduschij kriterij razvitiya regional'nykh sistem povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya: tendentsii innovatsionnogo opyta // Chelovek i obrazovanie. 2020. № 1(62). S. 4–8.

5. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsij po realizatsii meropriyatij po formirovaniyu i obespecheniyu funktsionirovaniya edinoj federal'noj sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov: rasporyazhenie Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federatsii № R-33 ot 04.02.2021 [Ehlektronnyj resurs] // Ehlektronnyj fond pravovykh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov: [sajt]. URL: https://docs.cntd.ru/document/573529566 (data obrascheniya: 17.01.2023).

6. Komarova I.I. Obrazovatel'nye klastery kak mekhanizm smeny obrazovatel'nykh ukladov // SDO. 2019. № 2 (92). S. 24–30.

7. Salikhova L.F. Regional'naya model' proektirovaniya soderzhaniya povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossijskoj akademii nauk. T. 13. 2011. № 2. S. 45–49.

Система Orphus

Loading...
Up