Развитие современной инфраструктуры сопровождения непрерывного образования педагогических кадров: кластерно-модульный подход

 
Код статьиS181570410025111-7-1
DOI10.54884/S181570410025111-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий лабораторией
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: директор регионального научно-методического центра
Аффилиация: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы76-84
Аннотация

В статье описан новый подход к проектированию инфраструктуры непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, когда ступени развития педагогов рассматриваются как кластеры, учитывающие характер образовательно-развивающих потребностей субъектов последипломного образования. В качестве научного базиса построения данной модели предложены принципы продуктивности обучения и развития педагога, интеграции его личностных и профессиональных компетенций, практико-ориентированности, опоры на опыт, саморазвития и саморефлексии специалиста. Эти положения просматриваются в проектируемой системе кластеров как модели сопровождения повышения квалификации педагогов. В связи с этим подчеркивается возможность модернизации институциональных форм непрерывного образования в регионе (Центры профессионального мастерства, ресурсные центры на базе инновационных образовательных учреждений, методические службы, самообразование, неформальное и информальное образование и др.), предусматривающих поэтапное развитие педагога, его личностный и профессиональный рост, возможности реализации творческого потенциала. В качестве стратегической задачи в этом направлении определено исследование инновационного опыта деятельности институтов повышения квалификации, в том числе организующих курсовое и межкурсовое обучение педагогических кадров, реализацию различных форм сопровождения непрерывного образования как предпосылки внедрения модульного подхода при построении системы непрерывного образования педагогов.

Ключевые словаинфраструктура сопровождения непрерывного образования, повышение квалификации педагогов, кластерно-модульный подход, развитие и саморазвитие педагога, образовательный кластер
Получено04.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов17848
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современное развитие общества характеризуется стремительностью и способностью к ускорению, что влияет на требования к квалификации педагогических кадров – устойчивости, гибкости и мобильности в профессиональной карьере, систематического приращения знаний, получения нового опыта. Эффективным механизмом, обеспечивающим педагогам личностно-профессиональное развитие и получение широкопрофильной квалификации, является непрерывное образование, рассматриваемое в личностном и институциональном аспектах.
2 В личностном аспекте непрерывное образование педагогов направлено на обеспечение возможности многомерного движения специалиста в образовательном пространстве, на развитие и актуализацию его творческого потенциала, создание комфортных условий для самореализации.
3 Институциональный смысл непрерывного образования предполагает построение образовательной инфраструктуры, исключающей тупиковые формы образования и обеспечивающей педагогу возможность реализовывать свои образовательные потребности в любое время [1].
4 Интеграция личностного и институционального аспектов непрерывного образования педагогов выражается в поступательном росте творческого потенциала личности и ее движении по индивидуальной траектории в образовательной инфраструктуре. Это предполагает прохождение разных ступеней образования (общеобразовательный этап, профессиональная подготовка, самообразование и дополнительное образование), обеспечивающих непрерывность процесса [2].
5 Анализ педагогических исследований (С.Г. Вершловский, Г.С. Сухобская и др.) позволил выделить ведущие стратегии в развитии инфраструктуры непрерывного образования:
  • осмысление нового парадигмального подхода к образованию, рассматриваемого как процесс углубления и получения субъектом образования знаний и практических умений в течение всей жизни. В этом подходе подчеркивается идея многогранного личностного развития человека в любом возрасте;
  • направленность обучения на развитие качеств самостоятельности субъекта, выбор им содержания и режимов обучения, самообучение;
  • создание целостной системы сопровождения и поддержки развития педагогических работников, предполагающей институциональное единство и взаимосвязь формального, неформального и информального образования;
  • удовлетворение потребности педагогов в развитии ценностного отношения к процессу самообразования в инфраструктуре дополнительного образования;
  • расширение запросов и образовательных маршрутов педагогических работников в непрерывном образовании [2].
6 Однако реализация данных стратегий в реальном построении системы непрерывности образования педагогов затрудняется сложившейся инфраструктурой образовательной среды, которая слабо учитывает инновационный потенциал точек роста региональных субъектов, не способствует преодолению разрыва между традиционной практикой повышения квалификации и ее интеграционным согласованием с реальным опытом и потребностями конкретного муниципалитета и др. [2].

всего просмотров: 191

Оценка читателей: голосов 0

1. Резинкина Л.В. Сопровождение непрерывного образования взрослых в муниципальной территории: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Резинкина Лилия Владимировна. В. Новгород, 2017. 410 с.

2. Резинкина Л.В. Концептуальные основания и технологии проектирования муниципальной системы непрерывного образования взрослых: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Резинкина Лилия Владимировна В. Новгород, 2016. 360 с.

3. Кандаурова А.В. Повышение квалификации педагогов в условиях изменений социального взаимодействия: автореф. … дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Кандаурова Анна Валерьевна. М., 2020. 32 с.

4. Марон А.Е., Королева Е.Г. Концептуализация как ведущий критерий развития региональных систем повышения квалификации работников образования: тенденции инновационного опыта // Человек и образование. 2020. № 1(62). С. 4–8.

5. Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации № Р-33 от 04.02.2021 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/573529566 (дата обращения: 17.01.2023).

6. Комарова И.И. Образовательные кластеры как механизм смены образовательных укладов // СДО. 2019. № 2 (92). С. 24–30.

7. Салихова Л.Ф. Региональная модель проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 13. 2011. № 2. С. 45–49.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх